Карнавализация — транспонирование карнавальных форм народной
смеховой культуры
Карнавализация — транспонирование
карнавальных форм народной смеховой культуры на язык литературы; историческая
трансформация этих форм в систему соответствующих художественных средств. В
широком смысле понятие карнавализации применялось Б. не только к литературе и
другим видам искусств, но и к культуре в целом, включая идеологию, психологию,
науку, типы мировосприятия, индивидуальные формы сознания и т. п. Основная
функция карнавализации — восстановление исходной амбивалентности культурных
смыслов, разрушение искусственных монологических барьеров как между литературными
жанрами и языковыми стилями, так и между замкнутыми системами мышления и типами
мировосприятия, которым Карнавализация противопоставляет амбивалентную,
персоналистическую и диалогическую систему ценностей, основанную на глобальной
топографической картине мира — с абсолютными верхом и низом и, одновременно,
вытянутой по горизонтали. Карнавальное мировосприятие как источник
карнавализации при всем различии вариаций и оттенков в зависимости от эпох,
народов и отдельных праздников имеет, по Б., ряд универсальных черт: отсутствие
факта и чувства рампы (карнавал — это зрелище без разделения на исполнителей и
зрителей) и связанная с этим отмена всякой дистанции и иерархии, что
предполагает вольный фамильярный контакт как между самими людьми (новый «диалогический»
модус взаимоотношений «я» и «другого»), так и между идеями, ценностями,
явлениями и вещами («карнавальные мезальянсы»). Проявление универсальной
амбивалентности карнавального мировосприятия Б. видел в ведущем действе
карнавала — обряде увенчания/ развенчания, в котором максимально выражается
общекарнавальный пафос субстанциальных метаморфоз и динамических перемен, т.е.
пафос синтеза статичных оппозиций «вертикальных» ценностей с «горизонтальным»
временем. Специфически карнавальным свойством является также объединение
вертикального модуса «серьезности» с горизонтальным модусом «смеха», что
выражается в том числе в «профанации», т. е. системе снижений признаваемых в
данное время официальными ценностей (кощунство и непристойность, связанные с
обыгрыванием производительной силы земли и тела; пародии на священные тексты и
др.). Все формы
57 карнавального мировосприятия амбивалентны, они динамически объединяют оба полюса: верх и низ, рождение и смерть, благо-словление и проклятие, хвалу и брань, кризис и обновление. Внутренне амбивалентен (в отличие от редуцированного и рационализированного смеха Нового времени) и сам карнавальный смех, не статично противопоставленный серьезности, а сращенный с нею: в нем нет голого отрицания, нет разделения на субъекта и объекта смеха (смеются все), в нем осмеяние слито с ликованием, смерть — с обновлением, отрицание — с утверждением. |