Сегодня уже вырисовываются черты по сути дела нового эстетического объекта — художественно-эстетического универсума как саморазвивающейся системы природно-социально-предметно-художественных феноменов, основные законы функционирования и структуру которой еще предстоит изучать, а также — разрабатывать методы этого изучения и соответствующий вербальный аппарат. В поле современного эстетического объекта попадают и многие тексты современных гуманитарных наук и постмодернистской философии, ибо они, как правило, основываются на той игре смыслами и культурными ценностями, которая носит сугубо эстетический характер (см.: Игра). Не случайно Фуко назвал «Логику смысла» Делёза Theatrum philosophicum, в котором автор виртуозно «поиграл, на свой манер, с ... сетью дискурсов, аргументов, реплик и парадоксов, — с теми элементами, которые столетиями циркулировали в средиземноморских культурах» (Фуко М. Theatrum philosophicum). Этот сложный и ди- 542 намический объект исследуется неклассической эстетикой в модусе его неутилитарного отношения и взаимодействия с эстетическим субъектом, который сам в современной философии является проблематичным. Структуралистско-постструктуралистские исследования показали принципиальную релятивность категорий субъекта и объекта, сняли их оппозиционность и даже фактически полностью размыли границу между ними, с трудом возведенную новоевропейской философией. Новейшее художественно-эстетическое сознание ощутило плодотворность этой мыслительной стратегии, а перед эстетикой возникла новая, трудно решаемая пока проблема, ибо ее предмет в определенном смысле детерминирован этой границей, субстанциальной гранью. Стирание границ между объектом и субъектом, между реальностью и текстом, между означаемым и означающим, диффузия реального и виртуального (в компьютеризированном мире), объективного и субъективного стимулируют постоянный поиск аутентичных стратегий и дискурсов эстетического исследования, что и составляет на сегодня главную задачу Э.н. Лит.:
Лотман Ю.М. Структура
художественного текста. М., 1970; Гадамер Г.-Г. Истина
и метод. Основы философской герменевтики (Часть 1). М., 1988; Гадамер Г.-Г. Актуальность
прекрасного. М., 1991; Семиотика и искусствометрия. М., 1972; Маркиз де Сад и
XX век. М., 1992; Ямполъский М. Памяти
Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993; Генисаретский О.И. Упражнения
в сути дела. М., 1993; Барт Р. Избранные
работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Подорога В. Феноменология
тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995; Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ
и искусство. М., 1996; Фуко М. Археология
знания. Киев, 1996; Зонтаг С. Мысль
как страсть. М., 1997; Рыклин М. Искусство
как препятствие. М., 1997; КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики.
М.,1998; КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. М., 1999; Деррида Ж. О
почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999; Делез Ж. Марсель
Пруст и знаки. СПб, 1999; Маньковская Н. Эстетика
постмодернизма. СПб, 2000; Deleuze
G. Cinéma Vol.1. Limage-mouvement. Vol.2.
Limage-temps. P., 1991; Berleant
A. The Aesthetics of Environment.
Philadelphia, 1992; Belting
H. Das Ende der Kunstgeschichte. München,
1995; KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics. Moscow, 1998. |