В.Б. Эстетическая
культура
Совокупность феноменов,
институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе связанных
с актуализацией, реализацией, фиксацией эстетического опыта (см.: Дюфрен,
Эстетика, Эстетическое) человечества
определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека. Под эстетическим понимается опыт неутилитарных (созерцательных или
выразительных) отношений субъекта и объекта, как личностный, так и характерный
для определенных этапов культуры, сопровождающийся или завершающийся в конечном
счете духовным наслаждением субъекта; или — позитивной аксиологической реакцией
субъекта на основе чувства удовольствия. Наиболее полное воплощение Э. к.
получает в художественной культуре
(совокупности всех искусств) своего времени, однако ее аура охватывает
практически все основные сферы жизни и особенно творческой деятельности
человека. Поэтому историческая классификация Э. к. фактически совпадает с
классификацией истории искусства, но охватывает более широкий круг явлений
культуры и практического опыта человека, чем искусствоведение. Э. к. является
одним из объектов науки эстетики. Современная
наука употребляет и понятие «художественно-эстетическая культура». В этом
случае речь идет не обо всей Э. к. и не о всех явлениях искусства того или
иного этапа культуры, но только об эстетически значимом ядре (или поле)
художественной культуры, то есть только о совокупности собственно
художественных феноменов искусства. В то время как понятие «художественная
культура» традиционно охватывает все поле искусств, включая и их
внехудожественные, внеэсте-тические компоненты. В.
Б. 543 Эстетическое
Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т. п. — ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой. В XX в. прилагательное субстантивировалось в среде эстетиков и превратилось в термин для обозначения предмета науки (das Ästhetische — в немецком; the aesthetic — в английском; l'esthétique — во французском — один термин для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике XX в.). Чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с конца XIX в. отождествляли его с эстетским (как сущностью эстетизма — особого мировоззрения, полагавшего эстетическое, художественный опыт в качестве высшей и единственной ценности), гедонизмом, что придавало ему негативный оттенок. Однако к середине XX в. в академической эстетике категория Э. утвердилась в позитивном смысле и достаточно повсеместно. Для обозначения предмета эстетики она, в качестве само собой разумеющегося научного термина, активно употребляется Д. Лукачем, Гадамером, Г. Маркузе, Дюфренном, Э. Сурио, А.К. Кумарасвами и многими другими эстетиками. При этом они нередко используют это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествляет его с понятием «эстетическое сознание»; Маркузе видел в эстетическом один из основополагающих способов жизни «свободного общества» будущего. Дюфрен связывал эстетическое, как «a priori» (значимое понятие в эстетике Дюфрена) существующее в природе и в произведении искусства («квази-субъект»), с «эстетическим опытом». Д. Лукач поставил целью своего многотомного исследования «раскрытие своеобразия эстетического», выявление его «объективного характера» и свел в конечном счете Э. к понятию «эстетическое отражение», которое он объединял с мимесисом, интерпретируемым в духе «теории отражения» (см.: Д. Лукач. Своеобразие эстетического, 1963). В 60-е гг. в советской эстетике прошла оживленная дискуссия по проблеме Э., в ходе которой при многих упрощенно вульгаризаторских заключениях было, тем не менее, подтверждено, что эта категория завоевала в науке право на существование в качестве наиболее общей, более широкой, чем прекрасное, категории. Наиболее емкое определение Э. дал А. Ф. Лосев: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений». |