Клод Берри, правда, по-прежнему был
упорен в своем неприятии "фильма-катастрофы", как он его с самого
начала окрестил. И с осторожностью отнесся к замыслу "Борьбы за
огонь". Но посмотрев готовый фильм, оплаченный американцами, признал свою
ошибку. "Ты только что вписал свое имя в историю кинематографа", —
заявил он другу. А ведь еще недавно Берри искренне советовал Анно бросить кино
и вернуться к рекламе. Роли Америки и Франции поменялись: в то время как на
студии "XX
век — фоке" сомневались даже, выпускать ли "Борьбу за огонь" на
экраны, Берри уже подписал с Анно контракт на новую постановку —
"Медведя". "Борьба за огонь" снималась в
Шотландии, в Канаде и в заповеднике у подножья Килиманджаро. Чтобы показать
мир, каким он был 80 000 лет назад, были ангажированы двадцать индийских слонов
из цирка с патологически длинными бивнями; с наброшенными поверх спин толстыми
шкурами они изображали мамонтов. Но все эти ухищрения не могут сравниться с
чудесами, которых потребовал замысел "Медведя", пришедший из книги
Джеймса Кервуда "Гризли" и пронзивший Анно, словно током. Из
прекрасной охотничьей истории Анно и сценарист Жерар Браш создают
"перелицованный сюжет": переживания тех, за кем охотятся,
преобладают над азартом охотников. Однако вместо того, чтобы в духе
классических литературных традиций очеловечить животных, авторы опирались на
этологию — науку о поведении братьев наших меньших. В штате Юта Анно находит огромного
медведя ростом 2м 80см и весом Другой режиссер безнадежно увяз бы в этом
многолетнем, в ту пору рекордно дорогом для европейского фильма (25 миллионов
долларов) проекте. Анно же ухитрился, не бросая начатого, снять за это время
еще и другой фильм — причем столь же сложнопостановочный! Что делать, если,
едва прочтя роман Умберто Эко, он снова испытал удар тока. Режиссер чувствует в
себе силы вести битву сразу на двух фронтах, в течение многих месяцев он живет
двойной жизнью, переходя от общества медвежат к миру средневековых монахов-бенедиктинцев. |