Сравним этот восторг с высказыванием
критика Алена Бузи о "Любовнике": "Фильм напоминает тщательно
выполненную фотографию со штампом "Произведение Искусства". Именно
этим Анно резко выделяется на общем фоне. Он производит массовую серийную
продукцию со знаком качества. Такой тип режиссера не новость в Голливуде, но
для Европы и для Франции — родины cinema d'auteur — оказывается дерзким вызовом. Анно не устраивает выхолощенная,
чересчур конфиденциальная природа авторского кино. Не устраивает и роль
доморощенного кассового чемпиона, специализирующегося на том или ином популярном
местном жанре, из фильма в фильм эксплуатирующего Депардье или Пьера Ришара.
Картины Анно не имеют между собой ничего общего — кроме того разве, что все они
амбициозны, выстроены на основе мощной продюсерской стратегии и не дают
соскучиться залу. Стоит пересмотреть сегодня "Черных и
белых в цвете", чтобы отдать дань их хулиганской непосредственности. Проще
всего сказать, что это сатира на колониализм, милитаризм и ура-патриотизм. Но
она не была бы и наполовину столь блестящей, если бы не сопровождалась
снисходительным, далеким от канонов политкорректности бытовым юмором,
французские жители одной из африканских колоний словно сошли с жанровых картин
своих современников Мане и Ренуара. Затеянная "война с бошами" (речь
о первой мировой), весть о которой доходит сюда аж через полгода, для них —
всего лишь повод вызывающе пропеть "Марсельезу" или устроить
очередной пикник. Воевать они не любят и не умеют, а потому спихивают эту
неприятную обязанность на аборигенов. Их же чернокожие собратья по другую
сторону границы (с 1911 года Камерун был поделен между Францией и Германией)
вынуждены выступать в роли немцев. И те, и другие в перерывах между баталиями
бормочут свои непонятные, монотонные песни, в которых, похоже, беспощадно
высмеивают своих хозяев. В анналах антивоенного кино не много
фильмов такой убедительности, которые столь наглядно выявляли бы абсурдность
войны как таковой. Черные, вслед за белыми, раскрашиваются в цвета флагов
своих метрополий. Интеллигентный энтомолог, прозябавший в колониальной глуши,
открывает в себе талант воинствующего расиста. Во франко-немецкие распри
вторгается писклявый аккорд шотландских волынок, и всей территорией неожиданно
овладевает британский отряд чернокожих в коротеньких юбках во главе с
командиром-индусом. А кончается небезобидная игра мирной беседой двух
социалистов из враждующих армий: они удаляются вместе под нависшим солнцем
мировой революции, причем в одном из них мы узнаем пресловутого энтомолога. Поначалу этот фильм назывался
"Победа с песней на устах" и не вселял продюсеру Клоду Берри никаких
надежд на успех. Действие длилось три с половиной часа; монтажные стыки
"обрубали" ключевые фразы диалогов; публика, ждавшая комедии в стиле
"Шарло в Африке", сочла предложенное ей полнейшей чепухой. Фильм
собрал жалкую аудиторию и сочувствие небольшой части критики, в то время как
остальная вбивала гвозди в гроб. Все волшебно изменилось, когда сокращенный и
переименованный вариант картины под флагом Берега Слоновой Кости (участвовавшего
в финансировании) попал в Америку и отхватил там "Оскара" за лучший
иностранный фильм. |