Но Ханеке телевизор нужен вовсе не для
того, чтобы воткнуть в него свой указующий перст. А если и указать на что, то
совсем на другое. Когда одна из жертв хватает ружье и расправляется с негодяем,
зал ликует. Но это всего лишь всплеск шаловливого воображения; пленка
отматывается назад, действительное вытесняет желаемое, и мы опять видим
безнаказанную оргию изощренных зверств. И фортуна, и сакральные фетиши
современного мира (типа промокшего и разрядившегося мобильного телефона)
всегда на стороне убийц, а не жертв. "Занятные игры", по словам
Ханеке, не триллер, а "фильм о триллере". Это резкий, беспощадный (в
противоположность компромиссному фильму Вендерса) выпад против современного
кино, маниакально одержимого насилием, но услужливо предлагающего публике
"хэппи энд". И чем резче этот выпад, тем больше
сомнений он внушает. Ибо иррациональный импульс, всегда сопутствующий показу
насилия, сильнее моральных сентенций. "Делать кино, переполненное
насилием, с целью разоблачить его, все равно что снимать фильмы о вреде
порнофильмов с большими иллюстративными фрагментами. Надо быть честным и тогда
просто снимать порно", — так сформулировали свои аргументы противники
картины. Их оказалось немало и в каннском жюри, которое демонстративно
проигнорировало фильм Ханеке. И тем не менее именно он — визуально почти
тошнотворный, по кадрам вгрызающийся в сознание — останется эмблемой юбилейного
фестиваля. И будет, — быть может, единственный из всей программы — вспоминаться
еще годы спустя. Михаэль Ханеке, рожденный в Мюнхене,
проживающий в Вене, еще вчера был известен только в узких кругах. После
нескольких лет философских и психологических штудий увлекся театром, писал
пьесы для радио и телевидения и ставил спектакли повсюду на германоязычных
сценах — от Гамбурга до Вены. Сегодня, когда фестивали посвящают
творчеству Ханеке специальные развернутые ретроспективы, интересно смотреть эти
телевизионные фильмы, в которых постепенно формируются проблематика и стиль
режиссера. Насилие никогда не становится в них главной темой, но тем не менее в
самых невинных сюжетах всегда есть привкус чего-то неприятного и как бы
зловещего, что готово вот-вот прорваться сквозь вязкую оболочку быта. Поначалу
и не поймешь, с чем связано это ощущение: с какой-то австрийской спецификой
или с глобальной философией и авторским мироощущением. Международная карьера режиссера началась
с приза "Бронзовый Леопард", которым был награжден в Локарно
фильм-дебют Ханеке "Седьмой континент" (1989). Речь шла о потаенном
континенте желании, которые в один прекрасный день изнутри взрывают рутинную
жизнь благополучной семьи. На поверхность выходят мощные накопления подавленных
эмоций. Чувство бессмысленности и одиночества, жажда бегства (куда? хотя бы в
Австралию), протест, паранойя, агрессия... |