Когда-то зловредность масс-медиа
заявлялась в виде мрачных футурологических предчувствий или моральных
разоблачений. Например, если кино-, телерепортер демонстрировал какую-то
гадость, то виной и причиной тому была его личная непорядочность либо
требования алчных до наживы и падких на сенсацию информационных империй. Подобные
казусы можно встретить и сегодня — хотя бы в тех же "Прирожденных
убийцах" Оливера Стоуна, где из пары преступников делают национального
масштаба телезвезд. Однако, похоже, бодрийяровский
"демон образов" окончательно разнуздался и стал позволять себе шутки
более изысканные. Современное насилие перестало носить классовый либо
архаичный характер; оно вытекает из публичности нашего существования, как бы
пронизанного щупальцами масс-медиа. "Пустота экрана содержит
потенциальное насилие... так что лучше не находиться в общественном месте, где
работает телевидение: возможность насилия, спровоцированного самим его
присутствием, слишком велика" (Бодрийяр). Иллюстрацией к этому тезису может служить
фильм молодого македонского режиссера Милчо Манчевского "Перед
дождем". Личное мужество и честность его героя-стрингера не в состоянии
преодолеть "первородный грех" профессии, хотя эта профессия — всего
лишь фотограф. Если в "Фотоувеличении" Антониони на пленке
проявлялось невидимое праздному глазу преступление, то у Манчевского убийство
еще не успело созреть и свершиться — а уже мистическим образом становится
добычей фотоагентств. Первая половина 90-х прошла под гипнозом
линчевского неоварварства и молчания ягнят, подавленных непостижимым
совершенством серийных убийц. У пришедшего им вослед Тарантино насилие лишается
романтической инфернальности, превращаясь в чистую жанровую игру: оно становится
интересным, лишь оформляясь в цитату из какого-нибудь фильма или сериала. Как и
сам Тарантино, его персонажи — явные либо латентные киноманы, зараженные
экранной поп-культурой и впитавшие с молоком матери вкус запекшейся крови (gore). Этот образ в английском киножаргоне имеет особенно высокий
градус "трансгрессивности" и действует как наркотик. Так же как gore заменяет традиционную blood, безличное насилие в новом западном кино вытесняет не
чуждую психологии и чаще всего замешенную на психоанализе жестокость
классического триллера. Противовесом импотенции и старческому
вуайеризму изжитой культуры ("старое" насилие) может служить лишь
одно — насилие "новое". Сегодняшний герой не играет в прятки с
реальностью и не взрывает в мечтах буржуазный мир. Он запросто переходит от
виртуального насилия к практическому и почти не замечает границы. "Новое
насилие" парадоксальным образом лишено элемента жестокости — так же как
«новая эротика» совсем не эротична. Она снова становится таковой лишь благодаря
визуальному насилию, которое и замыкает порочный круг. |