Кинематографа, в котором существовали бы
классики и иерархии в прежнем смысле слова, больше нет. Глубоко символично, что
в преддверии столетнего юбилея кино ушел из жизни Феллини, с именем которого
связана мифология авторского экранного творчества. Блестящим, но бессмысленным
осколком последнего остается Годар. И хотя оптимисты уверяют, что на юбилейном
киноторте должно гореть не сто, а лишь одна свеча (за первое столетие!),
будущее экранного искусства видится крайне отличным от того, каким его еще
недавно воображали киноманы. Возможно, кинематограф уже никогда не
будет искусством, а только сконструированной иллюзией, специфическим продуктом
виртуальной реальности. Бертолуччи не хочет подчиняться ей, но не может и
игнорировать. Он сегодня больше чем когда бы то ни было "другой". В
прошлом остался восторженный юноша, поэт и сын поэта, интеллектуальный
террорист, разрушитель старой морали. Теперь Бертолуччи, который в 2000 году
встретит свое шестидесятилетие — идеально светский, холеный маэстро, хотя ему
трудно скрыть вдруг пробившуюся мужиковатость фактуры, так что в определенном
ракурсе он может сойти за "мафиозо". Но это, разумеется, нонсенс. Близко
знающие Бертолуччи подтвердят, что он предельно порядочен и учтив, вопреки
своей профессии не авторитарен, а его единственная маленькая слабость в том,
что он — немножко "дива". Он может себе это позволить. Он с
минимальными потерями пережил не только кризис среднего возраста, но и кризис
целой эпохи. Он отринул экстремизм иллюзий, выдвинув на первый план трудную
работу по гармонизации личности и культуры. 2. Роман Полянский. Неизменный и несгораемый
художественный объект
Roman Polanski "Пираты" "Китайский
квартал" "Отвращение" "Тэсс" "Бал вампиров" "Горькая луна" "На грани
безумия" "Ребенок Розмари" К публичности своего существования
Полянскому не привыкать: не знаю, кто из коллег-режиссеров стал таким же
штатным персонажем светской хроники. Его слава не покоится на одних лишь
поставленных фильмах и сыгранных ролях; она — будоражащий отблеск богемного
имиджа, экстраординарной судьбы, которую он описал в книге "Роман Полянского",
ставшей бестселлером. Этот имидж складывался не один год и имел
несколько скандальных кульминаций. Начиная еще с Польши, где Полянский учился
в Лодзинской киношколе. Один из лидеров своего поколения (юношей сыгравший в
первой картине Анджея Вайды, которая так и называлась — "Поколение")
имел все основания стать учеником-отличником "польской школы". Но
предпочел другой путь, для которого тоже были свои основания, помимо неприятия
доктрины соцреализма. Его первая сюрреалистическая короткометражка "Два
человека со шкафом" (1958), его полнометражный дебют "Нож в
воде" (1962) — психодрама с садомазохистским изломом — резко отличались от
польской кинопродукции тех лет и были восприняты в Европе не как
социально-романтическая славянская экзотика, а в качестве "своих". |