Михаэля Ханеке хочется упрекнуть в
излишней серьезности, с которой мы научились бороться, а он нет. Быть может,
потому, что он живет на родине Кафки, и даже его юмор напоминает судорогу. При
этом каждый фильм и трилогия в целом впечатляют своей продуманной конструктивностью.
Это — сознательная контрмодель голливудского кино, построенного на логических
и эмоциональных стереотипах. Это — наш (в смысле — европейский) ответ
Тарантино. Ответ достаточно внушительный: недаром за
концентрат жестокости, предлагаемый Ханеке, многие считают его самого маньяком
или больным. В качестве опор своих конструкций режиссер предлагает не мгновенно
глотаемые публикой прямые или вывернутые кинематографические клише, а сухие
"знаки"; сами по себе они ничего не значат, а лишь
провоцируют воображение. Нет у Ханеке и характеров в американском смысле; их
заменяют мгновенные реакции. Что касается изображения, оно никогда не
стимулируется рекламой — разве что в виде прямых, откровенных цитат. Ханеке ищет свой путь к публике, учитывая
ее опыт и привычки. После первого шока, который вызвали в Европе телерепортажи
о балканской войне, наступила полоса отчуждения, даже раздражения. Повторение
притупляет чувствительность, но именно на этом Ханеке удается сыграть. В сцене
с пинг-понгом камера абсолютно неподвижна, и бесконечно длится один и тот же
кадр. Зритель начинает скучать, потом сердиться и наконец — по-настоящему
смотреть и вникать в то, что, собственно, представляет эта сцена. Принципу
максимального отчуждения и концентрации подчинены и изображение, и звук, и
монтаж. Ханеке называет себя рыбаком, который
ловит зрителя на крючок и не дает уйти. Телевидение, реклама, видеоклипы
формируют определенный тип и ритм изображения, которые рассчитаны на
абсолютное потребление. В этом производстве нет отходов: оно стерильно и
гигиенично в плане эмоций. Ханеке разрушает механизм этой виртуальной
реальности чуждыми ей звуками, паузами и столкновениями. При этом он имеет
нахальство утверждать, что делает не менее развлекательное кино, чем
другие. Только он развлекает с помощью концентрации внимания, к которой
побуждает свою публику. Кинематограф
Ханеке не лишен парадоксов. Режиссер настаивает на иррациональной, непостижимой
природе насилия (именно потому завораживает феномен серийных убийц) и вместе с
тем показывает, что корни этого — в образе жизни общества, а он может быть
описан вполне рационально. Но не в виде реалистической картины, а в виде
чертежа, на который зритель может проецировать свои страхи, фантазии и желания.
Эта модель открыта во все стороны, но обращена прежде всего не к общественным
институциям, не к идеологам, а к каждому человеку персонально. |