Ханеке
определяет ситуацию, в которой обитает современный цивилизованный европеец,
как развернутую гражданскую войну. Но австрийский режиссер не эсхатолог и не
моралист. Он — человек, тихо помешанный на этой войне. Для него насилие не
игра, а гипноз, непроходящий шок, поэтическое проклятие. 18. Жан-Жак Бенекс. Неряшливая элегантность нового барокко
"Бетти Блю" "Дива" "Розелина и львы" "Луна в сточной канаве" Знакомство москвичей с Бенексом
состоялось в 1981 году. Фильм "Дива" представлял на Московском
международном кинофестивале Францию. По отношению к этой картине в стане отечественных
критиков, поглощенных тогда идейной борьбой, установилось трогательное
единство: ее дружно хулили за вульгарный коммерциализм. Да уж, сознанию, замусоренному
идеологическими штампами, трудно было признать Бенекса представителем высокого
искусства. Чего ожидать от бульварного сюжета о чернокожей оперной диве, чей
волшебный голос пытается украсть с помощью пиратской магнитофонной пленки
тайваньский бизнесмен? Но и на родине художетвенные намерения
Бенекса поняли не сразу. Продюсеры "Дивы" никак не могли взять в
толк, куда режиссер-дебютант клонит. Почему такое название — как будто это не
триллер, а фильм-опера. "Зачем вам белый автомобиль?" — возмущались
они его дорогостоящими запросами. Им было невдомек, что вместо рутинного
триллера на съемочной площадке рождалась уникальная кинофантазия, соединявшая
стиль парижских арт-хаусов и буйство образов "нового барокко", как
окрестили впоследствии этот тип кино. Когда фильм был закончен, его чуть не
положили на полку, ожидая неизбежного провала. Вместо этого — четыре
"Сезара" (высших национальных киноприза) и лавина международных
наград, включая призы публики на фестивалях в Торонто, Хьюстоне и
Лос-Анджелесе. Да и в Москве жюри оказалось прозорливей критики, отметив
"Диву" за лучшую музыку и изобразительное решение. Многие до сих пор считают полнометражный
дебют Бенекса его наиболее совершенным созданием, определившим облик
кинематографа 80-х годов, в котором, как никогда раньше, перемешались высокие и
низкие формы. Чтобы нащупать новую стилистическую почву, потребовались
решимость молодости и внутренняя свобода. В дальнейшем Бенекс шел по уже
проторенному пути, иногда буксуя в сценарных провалах. Неудачей была признана в
момент появления "Луна в сточной канаве" (1983), причем эта реакция
профессиональной среды ощутимо травмировала режиссера. По поводу
"Розелины и львов" (1989) язвительно говорили, что рев последних
слышен был лишь в одном арт-хаусе на Монпарнасе, и то недолго. Зато фильм с некоммерческим
названием "37,2° с утра" (1986) был переименован американцами в
"Бетти Блю" и имел шумный успех. В Голливуде одно время даже витала
идея римейка этой картины с Мадонной в главной роли. |