Другой проект, который американцы
предлагали Бенексу, тоже римейк — на сей раз классического "Голубого
ангела". И тоже с Мадонной, которая должна была "заменить"
Марлен Дитрих. Ни та, ни другая идея не осуществились. Еще обиднее для
режиссера, что ни одна из крупных голливудских компаний не заинтересовалась его
замыслом фильма о вампирах в Нью-Йорке под названием "Летучие мыши".
Так что Бенекс стал не первым и не последним европейцем, испытавшим крах
иллюзий при столкновении с американской системой кинопроизводства. Но при этом он, как никто, работает,
глядя одним глазом на Голливуд — даже в самой лирической и рафинированной
своей картине "Луна в сточной канаве", пренебрегающей детективной
интригой ради декоративности и декадентской атмосферы. Любовь, ревность и
смерть, насилие и месть на задворках портового мегаполиса. Безлюдный ночной
квартал — словно разросшийся мистический средневековый город, который сторожат
бесчувственные манекены в витринах. Символика луны, отражающейся в сточной
канаве с пятнами крови. Инфернальный "Микадо-бар", влекущий своими
огнями одинокие души. Здесь разыгрывается турнир мускулистых голых баб, здесь
же мужики соревнуются, кто успешнее перегрызет глыбу льда, и победителем
оказывается докер Жерар Дельма — он же пока еще не заматеревший сверх меры
Жерар Депардье. Жерар — меланхолик, потерянная душа. Его
сестру, с которой его связывают инцестуальные воспоминания, лунной ночью
изнасиловал негодяй. Молодая женщина покончила с собой, случай из криминальной
хроники так и не был раскрыт. Только Жерар, словно маньяк или лунатик, что ни
ночь приходит на аллею в районе порта, где случилось непоправимое. Нет, он не
найдет преступника. Зато выйдет на след другого мира, контрастного тому, где
он сам вырос и обитает, где ссорится со своим дегенеративным братом, пьяницей и
вуайером, где люди грубы и толстокожи, словно носороги. Другой мир явится в лице Ньютона —
мечтательного супермена в белом пиджаке, хозяина роскошной виллы на горе, и его
сестры Лоретты. У Жерара, которому за каждой тенью чудится искомый монстр,
Ньютон на особом подозрении. Двойственное чувство вызывает и Лоретта —
красотка Настасья Кински в открытой спортивной машине. Она-то и тянет Жерара в
иную реальность. Однако он отказывается воплотить в жизнь мечту о вилле,
теннисе, бассейне и женщине; он по-прежнему приговорен к пролетарской сточной
канаве. "Я хотел сделать большой поэтический
фильм а ля Кокто. фильм образов. Оперу, где отсутствуют только певцы, но есть и
музыка, и декорации, и хореография". Бенекс, как и другие стилисты необарокко, резко трансформирует
представление об авторском кино, выработанное французской "новой
волной". Главное, что отличает его от предшественников, — восприятие
реальности, максимально далекое от реализма. При том, что Бенекс одним из
первых обратил внимание на специфический быт и жаргон людей дна: из жанровых
персонажей фона они превратились у него в центральных действующих лиц. И тем не
менее его фильмы лишены даже тех опосредованных отношений с политикой, этикой,
социологией, которые характерны для "новой волны". Кинематограф
Бенекса принадлежит другой эпохе: он уже предчувствует близость виртуальной
реальности и потому столь чуток к образам ее предшественницы — рекламы. |