Оставаясь для Бенекса глубоким
эмоциональным переживанием, кино одновременно предстает у него как блестящее
зрелище, которому лишь на пользу изысканно кичеватая лирика, артистический
беспорядок, неряшливая элегантность "нового барокко". И сам Бенекс похож на свои фильмы.
Стилизованная под богему небритость скрывает тщательность парикмахерских
упражнений, а небрежно мятый костюм дорогого стоит. Бенекс, как и его герои, —
неоромантик, авантюрист, "пост-бой". Собирался стать врачом, а стал
автогонщиком — прежде чем переквалифицироваться в киношника. Родившийся в
46-м году, довольно поздно вошел в режиссуру, зато сразу занял в ней свое место.
"Кино, — говорит он, — это геометрическая проекция моей некомпетентности".
Он не принадлежит ни к каким меньшинствам — национальным, культурным,
сексуальным. Он сам по себе есть самодостаточное меньшинство. Фетишизм стиля Бенекса основан на
иконографии рекламы и броских эффектах, вроде бы лишенных глубины и
интеллектуальных аллюзий. Вместо того чтобы бороться с формально-бытовыми
излишествами, с неизбежно грозящим маньеризмом (проблема, которой посвятили жизнь
шестидесятники), Бенекс настаивает на том, что иллюзорная ценность — тоже
ценность. В современном круговороте массовых имиджей мы начинаем верить в
несуществующие, лишенные содержания вещи и наслаждаемся ими тем больше, чем
менее они реальны. Стиль, таким образом, становится
метафизикой нашего бытия, способом существования в вымышленном мире-образе.
Герои Бенекса населяют вселенную воображения, в которой значимо и знаково все —
цвета, покрои одежд, интерьеры, марки машин, афиши, звучащие музыкальные
фрагменты и даже способы, которыми убивают себе подобных. На всем на этом как
бы лежит священная печать, особая аура. Фильмы Бенекса словно исходят из работы
Мирчеа Элиаде "Сакральное и профанное", где утверждается, что в
отсутствие систематизированной догмы человек ищет священное в самых утилитарных
объектах, с которыми готов вступить в квази-религиозные отношения. Это могут
быть те же фирменные "тряпки", рекламные афиши, бытовая техника,
престижные марки машин, часов, компьютеров и прочих чудес электронной эры.
"Не трогай, это священно!" — говорит герой "Дивы" вьетнамской
девочке, которая хочет проверить магнитофон "награ". Герои Бенекса —
это "новые примитивы", обожествляющие предметы окружающего мира,
наделяющие их магическими свойствами. "Иномирность" атмосферы его
фильмов тем более разительна, что все их действие происходит в подлинном —
"павшем" мире, которым управляет прозаичный криминальный бизнес.
Фантазия радикально преображает этот мир, делая его соблазнительной игрой света
и тени, пространственных отношений, тщательно отобранных и установленных
объектов, разнообразных форм и цветов. В отличие от других режиссеров нового
французского кино, Бенекс редко использует дневное освещение, предпочитая ему
"американскую ночь" — искусственный студийный свет в духе
классического голливудского кино или таких современных его стилизаций, как
"От всего сердца" Копполы. Но не надо специально ехать в Голливуд за
этим светом. Он струится с рекламных щитов и неоновых вывесок, с глянцевых
обложек журналов и из витрин магазинов, ресторанов, пассажей, всех храмов
религии развлечений. Как говорит Бенекс, дети сегодняшнего дня вошли в мир
вместе с этим светом. И добавляет: "Студия — это мои джунгли." |