При всей своей "порочной"
изысканности, Бенекс остается почти моралистом и сохраняет наивную веру в то,
что мир массовых имиджей и стереотипов не поглотит до остатка человека; что
украденный магнитофоном уникальный голос будет возвращен певице, а кино может
существовать и при исчерпанности дневного света. Дневной свет неожиданно появляется в
пятой по счету картине режиссера "IP 5: Остров толстокожих" (1992, цифра
5 в названии не случайна), живописным фоном которой становятся не только
привычные для Бенекса урбанистические конструкции, но и чарующие краски осенней
природы. В этом фильме в последний раз снялся Ив Монтан, сыгравший чудного
странника, который, несмотря на тяжело больное сердце, проводит остаток жизни
в свое удовольствие. Как это похоже на самого Монтана! На последнем этапе
съемок у Бенекса он получил инфаркт и уже от него не оправился. Если это совпадение
стало апофеозом монтановской легенды, нет сомнений, что режиссер по-своему
просчитал его. В фильме есть
"иконографический" кадр, когда абсолютно обнаженный Монтан (мы видим
его со спины) входит в холодную воду лесного озера и идет по его поверхности,
как Христос. Сразу после этой съемки Монтану, категорически отказавшемуся от
дублера, стало совсем худо. Бенекс использовал актера как объект жестокого
постмодернистского эксперимента — запечатления смерти как процесса,
"смерти при жизни", обреченной на публичность, лишенной интимности и
фатальности. Режиссер размышлял и над тем, чтобы
противопоставить угасающей плоти торжество и бессмертие духа. Но как раз это в монтановском образе не
слишком получилось. Гораздо живее выглядит одиннадцатилетний чернокожий
бесенок, уличный исполнитель рэпа. Третий герой этой современной сказки — еще
один уличный артист, мастер граффити, который мечтает разрисовать площадь
Согласия и Эйфелеву башню. Эти двое на перекладных пробираются к Греноблю, где
негритенок надеется увидеть свет. Угнав по дороге машину, они обнаруживают на
заднем сиденье спящего Монтана. Все трое не просто отдаются приключениям, но
ищут в нем каждый свою любовь — в физическом и метафизическом смысле. Впрочем, и это романтическое простодушие
мнимое. В свое время "новая волна" увлекалась искренними стилизациями
под Голливуд, одновременно формируя некий интеллектуальный метаязык. Даже еще у
Лео Каракса, которого вместе с Бенексом причисляют к "новой новой
волне", цитаты из киноклассики используются как программные заготовки
компьютерной игры. Бенекс же до конца раскодирует эти хитроумные построения,
как бы возвращая им первозданность "наивного" исходного материала.
Но именно как бы и в кавычках. На самом деле мы имеем чистейший маньеризм, стилизацию
в квадрате. |