Мечты Бенекса сродни интеллектуальным
"бредням" нашей постволны, например, Олега Ковалева, который хотел бы
поставить в конструктивистских декорациях новую версию "Метрополиса"
Фрица Ланга. Чтобы это выглядело как дорогой голливудский фильм, а
предназначено было для немногих избранных. Разница только в одном.
"Культурная память" Бенекса лишена всяких признаков академической
респектабельности, столь часто делающей натужными постмодернистские игры. В
данном случае игра идет по правилам масскульта, а их интеллектуальная
подоплека искусно и глубоко запрятана. 19. Нанни Моретти. Тихая истерика отъявленного нарцисса
"Месса окончена" "Ессе bombo" "Palombella rossa" "Золотые мечты" Художественным событием последних лет
стал фильм Нанни Моретти "Дорогой дневник" (1995), который режиссер
характеризует как наиболее психологичный из всех снятых им до сих пор. Это
верно во всяком случае в том субъективном смысле, что Моретти окончательно
разрушает границу между автором и своим персонажем. Речь идет о нем самом,
перенесшем болезнь, которую врачи считали смертельной. Сорокалетний режиссер
ощутил себя заново родившимся. Но даже если бы, не дай Бог, исход был иным,
Моретти остался бы единственным полноценным персонажем своего поколения в
итальянском кино. Все, кто младше Бертолуччи, существуют в
этой кинематографии в какой-то странной обезличенной совокупности. Даже
международный успех фильмов Джузеппе Торнаторе ("Новый кинотетар
"Парадизо") и Джанни Амелио ("Украденные дети") подчеркнул
только лишь власть ностальгических мотивов, легенд неореализма. Собственное
лицо не то чтобы не различимо, но как будто не существенно в групповом
портрете, где сами имена, стоящие за фигурами, похожи (Никетти, Лукетти,
Авати), а фоном служит поблекший интерьер "Голливуда на Тибре" или
опустевшего кинотеатра, мало напоминающего рай. "Звезда кино, — сетует
маститый критик Аино Мичике, — во всяком случае, какой она видится с планеты
Италия, — это комета, посетившая нас лишь на время. Кино, или то, что мы обозначаем
этим словом, не перешагнет порог XX века". Некоторые, правда, уповают на неаполитанскую
школу, обратившую на себя внимание пряными пастишами Паппи Корсикато. Но ее
будущее пока в тумане. Причин глобального кризиса
"киноцивилизации" множество. Причина изоляции и инфантилизма новой
итальянской режиссуры конкретна. Она оказалась "ударена" 68-м годом в
том нежном возрасте, когда еще не выработалась самозащита. Многие оклемались от
шока и заговорили только в конце 70-х. Их мучил комплекс безотцовства.
"Мною владел страх, как болезнь, — признается Джанни Амелио. — Годар,
фигурально выражаясь, покончил с собой, оставив сыновей на произвол судьбы. Мы
действовали, как зомби, пытающиеся выжить”. |