Если немецкое "молодое кино"
зародилось благодаря постнацистскому культурному вакууму, для "новых итальянцев"
питательной средой стал кризис марксизма, переживаемый как личная травма. Но
лишь один Моретти сумел облечь свой инфантилизм, свое состояние аутсайдера,
опоздавшего на поезд истории, в общечеловеческую "привокзальную драму",
в тихий апокалипсис свершившейся катастрофы. Такова интонация его ранних картин
"Я самодостаточен" (1976) и "Ессе Bombo" (1978, анархистский парафраз библейского Ессе Homo — бессмысленный возглас растерянности героя-выкидыша 68-го).
С меланхоличной самоиронией экран фиксирует тусовки молодых интеллектуалов,
томящихся в кафе и перекидывающихся загадочными идиомами из своего жаргона.
Периодически кто-то восклицает: "Ну, я пошел", — и порывается куда-то
двинуться, но тут же оседает на месте. В основе "действия" —
безнадежная рутинная путаница понятий, слов, настроений. Здесь не ждут уже даже
Годо, тем более — мессианского гула революции или неба в алмазах. Бездействие может трансформироваться в
псевдодействие. Так, группа актеров, готовя никому не нужную авангардистскую
постановку, предпринимает изнурительную вылазку в горы. Так, борцы с
истеблишментом намерены оккупировать местную школу и сорвать занятия; но пока
суть да дело, наступают каникулы. Бунт приобретает метафизический характер, а
фильм — характер глобальной пародии, объектом которой становится все — от
анархистской дури до тоталитарного местного "вождизма". В первых же своих фильмах режиссер
предложил свежую насмешливую интерпретацию вечной проблемы поколений. Сразу
сформировался и центральный персонаж кинематографа Моретти. Это сыгранный самим
режиссером Микеле — его "альтер эго", "целлулоидный брат",
его эксцентричная, утрированная маска. В этом гениально придуманном типе ярче
всего запечатлелись анемия и внутренняя истерика поколения невротиков.
Красивый, высокого роста и хорошего сложения мужчина, Микеле всегда одинок, не
бывает счастлив в личной жизни; его тихий мелодичный голос то и дело сбивается
на нервный фальцет, а лицо, особенно в диалогах с женщинами, искажается
дурашливыми, порой монструозными гримасами. Когда на фестивале в Торонто организовали
кинопрограмму с обязывающим названием "Итальянский Ренессанс, Моретти
оказался единственным его зримым представителем. Инициатор программы Пирс
Хэндлинг связывает маску Моретти с традицией Чаплина и Бастера Китона. С
последним его сближает флегматичная статика, анархистский же юмор отсылает к
братьям Маркс. Есть черты общности и с Буди Алленом, и с Джерри Льюисом: |