недаром киноафиши с изображением
кого-нибудь из американских комиков нередко мелькают в фильмах Моретти. Что касается Италии, то поначалу его
воспринимали здесь как еще одного из генерации комиков-меланхоликов, обновивших
знакомый жанр "комедии по-итальянски", ставили рядом с кокетливо
импульсивным Роберто Бениньи и "неаполитанским Обломовым" Массимо
Троизи. Лишь постепенно стало выявляться особое место Моретти, его чуждость
комедии как национальному макрожанру. Равно как и другим — опере, мелодраме,
вообще итальянскому как чему-то специфическому в принципе. В фильмах Моретти не уплетают,
причмокивая, спагетти и моцареллу; их не украшают Везувий и Софи Лорен; в них
никто не включает телевизор в тот момент, когда диктор сообщает об убийстве
бескомпромиссного судьи или об очередном визите папы Римского. Связь с реальностью
опосредована, углублена, метафоризирована. "Персонажи моих картин как
будто живут в аквариуме", — говорит Моретти. И по фактам биографии его следует
признать добровольным маргиналом в итальянском кино. Моретти гордится тем, что
не учился в киношколе, не был ничьим ассистентом на съемочной площадке, а свой
полнометражный дебют осуществил любительской камерой, которую купил у туристов
на площади святого Петра, продав коллекцию марок и добавив кое-что из актерских
гонораров. Один из них был получен за небольшую роль
в "Отце-хозяине" братьев Тавиани, к которым Моретти испытывал
слабость. В основном же старшая кинематографическая братия вызывала у него,
мягко говоря, аллергию. В фильме "Я самодостаточен" Микеле, услышав,
что Лину Вертмюллер позвали преподавать в Беркли, уточняет: "Это та самая,
что поставила..." Следует несколько названий фильмов, и вдруг изо рта
героя начинает исторгаться обильная синяя пена. В другой раз Микеле притворно
сетует: "Вот ежели 6 мне голос, как у Ажана Марии Волонте..." "Золотые сны" (1981) целиком
замкнуты в микромире кинематографа. Микеле теперь — режиссер, снимающий
эпохальную киноленту "Мать Фрейда". Разумеется, фрейдизм подвергается
такому же осмеянию, как и все остальное, и недаром Альберто Моравиа процитировал
в своей рецензии на этот фильм крылатую фразу о том, что наряду с Октябрьской
революцией Эдипов комплекс стал величайшим провалом нашего века. Моретти не
жалеет сарказма в изображении кинобыта и кинонравов и не упускает случая представить
публике свои характерные гэги. Однако соль этого фильма, который тут же назвали
мореттиевским эквивалентом "8 1/2", в ином. Она — в самом типе постхудожника,
посткинематографиста, которым является Микеле, которым является Моретти. У
Феллини кризис означал временное состояние, которое может и должно быть
преодолено. У Моретти, поднявшего своего героя на новую ступень
интраверт-ности, кризис не имеет исхода. Его невротизм вырастает до припадков
эпилепсии, авторитарные замашки переходят в чистый садизм, самоирония — в
мазохизм. Но все это — не что иное, как защитная реакция. Вектор кризиса, острие
обиды все равно направлены не вовнутрь, а вовне, и в этом спасение. Микеле даже
не пытается обратить неудовольствие на себя: для этого он слишком нарциссичен. |