Моретти — один из самых отъявленных
нарциссов современного кино. В каждом фильме он любуется своим физическим и
социальным телом, воинственно отторгая его от системы коммуникаций, подвергая
"шизоанализу" и "параноидальной критике", но при этом холя,
лелея и заботясь о его комфорте. Переживая тихий апокалипсис, Моретти находит
возможность истеричного согласия с миром. Тем самым он разрушает и остатки
жанровых структур: его гэги и парадоксы носят скорее идеологический характер;
его трагедии лишены катарсиса; его сардонический юмор почти перестает быть
смешным. В "Бьянке" (1984) Микеле
становится учителем математики в либеральном колледже имени Мэрилин Монро:
ученики здесь пользуются абсолютной свободой, а затравленные учителя
подвергаются осмотрам психиатров. Впрочем, неспроста: у Микеле, по крайней
мере, явно не все дома. Он часами разглядывает из окна туфли прохожих, пытаясь
таким образом проникнуть в их души. Попадая в новую квартиру, опрыскивает ванну
алкоголем и поджигает. Движется крадучись, выполняя завет Хичкока, который
научил молодых итальянских кинематографистов "очень осторожно
передвигаться в этом небезопасном мире" (признание Роберто Бениньи). В
конечном счете тихий и робкий Микеле начинает совершать преступления,
призванные "навести порядок". Несмотря на неожиданный криминальный
поворот, "Бьянка" осталась в биографии Моретти единственной попыткой
снять love story. Попыткой, по определению, неудачной. Не
только роман с реальной Бьянкой, но и жалкий суррогат любви — слежка за
соседской парой — приводит к разочарованию и конфузу. Микеле становится жертвой
своего идеализма: для него действительность — не то, что есть, а что
"должно быть". Моретти вспоминает по этому поводу, как в юности он с
группой единомышленников разочаровался в политике и сосредоточился на философии
личных отношений. Но рассуждая о любви, о женщинах, они были столь же
догматичны и привержены идеологическим клише. Шоры спали лишь с появлением у
кого-то из компании первого ребенка: вся идеология предстала чушью по сравнению
с чудом явления в мир нового человека. В "Бьянке" герой Моретти слегка
сдвигает с лица маску элитарности и обнаруживает качество "эвримена"
— среднего, пусть и изрядно чудаковатого человека, не чуждого простым радостям.
Заодно выясняется, что у воинствующего анархиста есть свои моральные принципы —
увы, чересчур схематичные. "Месса окончена" (1985)
знаменует еще одно усилие Моретти по изъятию своего персонажа из
"аквариума", усилие в поисках нормальности и порядка в мире. Героя
уже зовут не Микеле, и он получает новую экспериментальную площадку —
церковный приход на окраине Рима. Здесь он сталкивается с подлинными
человеческими драмами, выступает в роли наставника, посредника, утешителя, а
иногда — и участника, и судьи. |