Отец Джулио, облаченный в сутану,
остается все тем же "альтер это" режиссера, только умудренного более
длительным и горьким опытом. Вместе со своими сверстниками он пережил эпоху
революционных утопий и стал свидетелем того, как разветвились судьбы его
друзей. Одни отсиживают в тюрьме за терроризм, другие предпочли карьеру в
официальных институциях, третьи погрязли в эгоизме и мизантропии (запись на
автоответчике: "Я дома, но не хочу ни с кем говорить"). Согласно Моретти, один из бичей нового
времени — "сентиментальный терроризм", миф о любовной свободе,
культивируемый масс-медиа. Отец героя на склоне лет бросает жену, доводя ее до
самоубийства, и уходит к девчонке, с которой изъясняется на языке
поп-шлягеров. Моретти протестует, он жаждет хотя бы в воображении воссоединить
"идеальные пары" в символическом танце; он выступает как
моралист-неоромантик, готовый чуть ли не силой осчастливить род людской. "Месса окончена" — безусловный
шедевр, один из фильмов, что остались в истории. В нем окончательно сложился
изобразительный стиль режиссера — с преобладанием статичных долгих планов,
"кадров-клеток", что подчеркивает замкнутую самодостаточность
пространства и неловкость, дискомфорт, испытываемые в нем героем. Облаченный в
сутану, он готов в любой момент послать подальше подобающий сану этикет и
взорваться непредсказуемым движением или словом. Он бесстрашно осаждает хама,
рискуя быть утопленным в фонтане, отвешивает оплеуху сестре, намеренной
сделать аборт, и, не выдержав занудства одного из подопечных, бросается на
футбольное поле и яростно бьет по мячу. В финале, отслужив последнюю мессу,
отец Джулио объявляет о том, что покидает приход, не чувствуя себя более
способным нести мир в души. Сдержанный пессимизм и пронзительная
грусть этой концовки чрезвычайно характерны для Моретти. С годами он все более
дистанцируется от каннибальских форм левачества, но при этом с ностальгией
вспоминает о временах, когда люди верили во что-то кроме кредитной карточки.
Теперь ностальгию вызывает все, что возвращает аромат прошлого: снятая с
производства марка леденцов, Рождество, пахнущее апельсинами, и появление
первой клубники — не искусственной, доступной круглый год, а настоящей, с
запахом и вкусом. Ностальгию, не более, вызывают увлечения юности — рок,
революция и футбол. 06 исчерпавших себя формах коллективной
общности Моретти поведал в 1989 году в фильме "Паломбелла росса".
Название, буквально переводимое как "красная голубка", означает по
сути "красный гол", или даже не гол, а специальный прием в ватерполе,
который позволяет обмануть вратаря и забить мяч в ворота. В этом фильме роль
"аквариума" играет столь же реальный, сколь и метафорический бассейн.
Микеле—Моретти возвращается в образе функционера Итальянской компартии и члена
ватерпольной команды, страдающего от амнезии после автомобильной аварии.
Задавшись пристрастным вопросом, что значит быть коммунистом в наши дни (год
спустя Моретти вернулся к нему в документальной ленте "Предмет"),
отъявленный нарцисс сидит у кромки бассейна и видит в нем отражение всей
Италии, ее социального тела. |