Он вспоминает, как ребенком отказывался
лезть в воду, предпочитая "другой спорт", но как его насильно тянули
на глубину. Как он в ужасе кричал: "Слишком много хлорки!" Как
товарищи остужали его пыл: "Игра окончена, ты проиграл". Как он
бунтовал против канцелярского "деревянного языка" коммунистов, в котором
самым поэтическим образом были "негативные тенденции”. Только человеку,
некогда отравленному идеологией и сумевшему вернуть свой организм в
естественное состояние, могла привидеться блестящая метафора идеологии-воды —
обволакивающей, засасывающей и абсолютно прозрачной в своем бесплотном
существе. Только Моретти могло прийти в голову использовать в качестве
контрапункта политико-спортивным играм кадры из фильма "Доктор
Живаго". Моретти не пошел одной дорогой со своими
кинематографическими ровесниками, чей стиль определяют как минимализм или
нео-неореализм. В итальянском кино, все больше страдающем от провинциальности,
Моретти остается единственным автором в европейском и отчасти французском
смысле: его экранные высказывания отчетливы и ответственны; они могли бы
показаться чересчур рациональными, если бы не оттенок легкого безумия, если бы
не настроение, воссоздаваемое в кадре с чуткостью, которая побуждает вспомнить
Отара Иоселиани. В смысле метода Моретти — наследник идеалистического кино
60-х годов, однако давно прошедший этап негативизма и свободно оперирующий
багажом прошлого. Пройдя положенный молодости путь производственных
мытарств, Нанни Моретти как черт от ладана держится в стороне от студии
"Чинечитта" и традиционного клана продюсеров. Он сам теперь хозяин
своих фильмов, а заодно и некоторых чужих — из числа близких ему по духу
кинематографистов. Он продюсировал и сам сыграл в "Прислужнике"
Даниэле Лукетти, превратив прямолинейную политическую сатиру в зрелище двусмысленно
утонченное. Такая же двусмысленность окрасила другой недавний фильм —
"Второй раз" Мимо Калопрести, новой надежды итальянской режиссуры.
Моретти выступил здесь в роли технаря-интеллектуала, которого судьба вновь
сводит с террористкой, несколько лет назад покусившейся на его жизнь. Прошли
годы — и уже ни фанатики борьбы с режимом, ни без вины виноватые жертвы не в
состоянии понять, ради чего накалялись и кипели страсти. Италия словно
проснулась от кошмарного сна и не может найти в нем хотя бы подобия логики. Моретти опровергает любой навязанный ему
образ. Вдруг он проявил себя отличным организатором, и ему даже стали прочить
пост директора Венецианского фестиваля. Как типичный невротик, он любит
сладости: его наваждениями стали крем Nutella и шоколадный торт Sacher. Последний дал название созданной режиссером кинокомпании;
кроме того, он открыл в Риме кинотеатр, сразу завоевавший известность своими
качественными кинопрограммами. |