Бессон — "дикий ребенок"
французского кино — все более окультуривается в гламурном голливудском смысле.
Его установка — не самовыражаться. Не считать себя принадлежностью высокой
культуры. Рассказывать незатейливые сказочные истории, полные саспенса,
романтики и сентиментальности. Нравиться неискушенной публике. Если молодой
Бессон, по его признанию, "играл во взрослого", теперь он в своих
дорогостоящих фильмах-игрушках ("Пятый элемент", опять футурология с
Брюсом Уиллисом) возвращается к детскому естеству. Только это детство ребенка
из стандартной семьи — ничуть не напоминающее то, что прожил сам Бессон со
своими родителями, инструкторами по подводному плаванию на Средиземном море,
где будущий режиссер рос на воле вместе с дельфинами. Гильям пытается продлить творческую
жизнь, апеллируя не к детству, а к юности. Которую он, в отличие от Бессона, не
переписывает во имя больших бюджетов. Сознательно или не вполне, он выбирает
судьбу аутсайдера и не гонится за новым временем. Терпя поражение как
"успешный режиссер", остается поэтом, верным своей природе. Он выступает в "Лас-Вегасе"
радикальным до такой степени, что рискует оказаться непонятым публикой 90-х
годов, ловящей свой кайф на нигилистическом опусе Trainspotting. Между тем "Лас-Вегас" — это как бы Train-spotting из перспективы 70-х, когда еще не были
утрачены идеалы "поколения цветов" и бунт против культуры
истеблишмента, поднятый "беспечными ездоками" и "одинокими
ковбоями", не окончательно иссяк. В то время американцы все еще были во
Вьетнаме, в студентов стреляли на антивоенных демонстрациях, а Элвис Пресли,
согласившийся на тайной встрече с президентом Никсоном быть осведомителем по
наркотикам, провозглашен "одним из десяти выдающихся молодых людей
Америки". 1971-й — год, когда приговорен к смерти
"сатана Мэн-сон", вслед за Джими Хендриксом и Дженис Джоплин погиб
Джим Моррисон, а запрещенный в прокате "Заводной апельсин" признан
критиками лучшим фильмом года. Не напоминает ли это, хотя бы отчасти, то, что
происходит в России конца 90-х? Что касается Америки,
вот что говорит о ней сам Гильям: "Когда Хантер писал свою книгу, еще не
было понятия политкорректности, и, надеюсь, скоро его опять не будет. Сегодня
все боятся прямо сказать, что они чувствуют, боятся нарушать приличия, жить не
как вес, вести себя нс как "молчаливое большинство". Мы подходим к
концу тысячелетия, и где мы находимся? Где достигнутый нами прогресс в терминах
личной моральной свободы?" |