Тона рецензий на эту городскую феерию с
рождественским финалом были смешанными. Наиболее злобные критики обсмеяли
претензии Гильяма выразить дух наступающих 90-х годов с его
фальшиво-оптимистичными ценностями: Новый Романтизм, Новая Духовность, Новая
Простота (по контрасту с барочным холодом и цинизмом 80-х). Режиссер,
доказавший свою бескомпромиссность в борьбе за мрачный финал
"Бразилии", на сей раз проявил даже несколько чрезмерную гибкость. И
вполне осознал это: в ответ на присужденную ему Торонтским фестивалем награду "за
самый дружественный публике фильм" режиссер отправил телеграмму со
словами: "Большое спасибо за то, что вы документировали мое решение
продаться". Только "12 обезьян" (1996), на
которых Гильям опять сошелся с "Юниверсалом", стали уже настоящим
кассовым хитом. Еще бы: помимо Брэда Питта и Мадлен Стоув, в
"Обезьянах" снялся в главной роли сам Брюс уиллис, который принес в картину то, что Гильям называет
"самым прекрасным черепом на свете". Режиссер перед съемками предупредил
суперстара: "Если ты будешь работать со мной, ты должен появиться перед
камерой неприукрашенным. Ты должен будешь раздеваться догола, ты должен будешь
вести себя, как монах, чтобы сыграть эту роль". И суперстар выполнил все
требования Гильяма. "12 обезьян" — еще одна, вослед
за "Бразилией", антиутопия. В терминах дизайна — это мир, утопленный
в экспрессионистских декорациях, погруженный в ржавую, гнилую, пропахшую
дерьмом воду. В терминах смысла — это мир, опущенный в ад, разрушенный
смертоносным вирусом. Но в фильмах Гильяма всегда находятся герои, которые не
сдаются, которые пытаются спасти красоту и преодолеть распад. И сам режиссер
преодолевает возрастающий пессимизм интеллекта при виде того, куда идет
общество, оптимизмом воли, верой в человеческую природу. "Шизофрения — это проще,
чем можно себе представить, — с усмешкой говорит Гильям. — Две взаимоисключающие
вещи запросто помещаются в моей голове. Одна не отрицает существования
другой". Гильям любит порассуждать на эту тему: о безумии нашей fucking
планеты. Перенаселение, люди дохнут от голода. А что делает при этом половина
человечества? Размножается. Или убивает Друг друга во славу еще большего
гуманизма. Эти сентенции режиссер выдает со свирепым сарказмом и сардоническим
хохотом, со своей знаменитой ухмылкой Чеширского кота, со звуками и жестами,
которые можно вообразить разве что при стычке альбатроса с карликовой собачкой
чихуахуа. Романтический фантазер и умудренный
скептик, Терри Гильям так и просится, чтобы сравнить его с младшим на двадцать
лет Люком Бессоном. Не случайно оба — почти одновременно — стали культовыми
персонажами в России. Характерно и то, что большинство их фильмов было разгромлено
европейскими критиками. Объединяет двух режиссеров также тяготение к
дорогостоящим формам, интерес к далекому будущему и средневековому прошлому
(Бессон снял сейчас новую версию жизни Жанны д'Арк). Однако на сегодняшний день
пути Бессона и Гильяма расходятся все больше и больше. |