При этом во всех уважающих себя
кинематографиях существовали "проклятые поэты" — экстремальные персонажи,
выбивавшиеся из ряда вон своим анархизмом, мессианизмом и (или)
гомосексуализмом. В 60-е это был Пазолини, в 70-е Фассбиндер, в 80-е Джармен.
Но даже они преодолевали на роду написанную им периферийность и оказывались в
итоге фигурами универсальными, способными привлечь массовый интерес. Во многом
именно через эти фигуры проходит линия, отделившая европейский постмодернизм
от модернизма, а так называемое "арт-кино" от кино авторского.
Последнее предполагает известную степень интеллектуальной отчужденности и
рафинированного холодка, которых, как правило, не встретишь у "проклятых
поэтов" с их безмерным темпераментом. Именно потому редким исключением для
Франции следует признать фигуру Жана Эсташа, прославившегося скандальным
фильмом "Мама и девка" и несколькими не менее эпатажными
короткометражками. Однако ощущение собственной маргинальности убило его в
буквальном смысле: Эсташ выбросился из окна. Какой контраст
с итальянским мэтром эпатажа — Марко Феррери, еще в молодости обретшим славу
итальянского Бунюэля, слывшим героем фестивальных скандалов в 70-е годы
("Большая жратва" прогремела в том же году в Канне, что "Мама и
девка") и впоследствии тихо, от картины к картине, вплоть до смерти,
продвигавшимся к творческой импотенции. Вышесказанное объясняет, сколь сильно я
был впечатлен, когда в 1998 году на фестивале короткометражного кино в Тампере
встретил Кеннета Энгера, приехавшего с персональной ретроспективой. Имя
Энгера-режиссера знакомо узкому кругу (сам я раньше лишь слышал о нем). Зато в
этом круге, который естественным образом менялся на протяжении полувека от
конца 40-х до конца 90-х годов, фигурируют такие легендарные личности, как Жан
Кокто и Жан Жене, Коко Шанель и Эдит Пиаф, Генри Миллер и Мик Джаггер... Одни
из них покровительствовали Энгеру, другие работали с ним, третьи были близкими
друзьями. Энгер впервые в Тампере, куда он добрался
из своего калифорнийского дома в Палм Спрингс, что на мексиканской границе.
Только что с дороги, он не выказывает следов усталости. Ему ни за что не дашь
его возраста: жгучий брюнет в алом свитере и с приколотой к нему розой,
кажется, полон сил и желания общаться. "Красный цвет распространяет
вокруг себя жизнь", — утверждает Энгер (эта фамилия в переводе
означает Гневный). Лишь первый его киноопыт был вынужденно
черно-белым. Фильм "Фейерверки" (1947) студент Энгер снял за три дня
в доме своих родителей, воспользовавшись тем, что они отлучились на похороны
родственника. Он тогда и слыхом не слыхивал о Жане Жене — и тем не менее в
юношеских садомазохистских фантазиях Энгера о брутальных матросах безошибочно
узнаваемы образы и персонажи "Кереля". Фассбиндер тогда только год
как появился на свет, и пройдут еще десятки лет, прежде чем он экранизирует
пьесу Жене — но фассбиндеровскую "постголливудскую" эстетику в
зародыше можно видеть уже в полулюбительском дебюте Энгера. |