Первой же своей картиной Энгер заявил о
себе как о классическом авангардисте. Для всех его фильмов характерны
провокативные темы, жестокая атмосфера, мистический ритуализм, оккультные
мотивы, сексуальный эксгибиционизм. В "Фейерверках", к примеру,
пенис матроса вспыхивает и превращается в свечу католического ритуала. Этот фильм был награжден призом на одном
из фестивалей, где в жюри оказался великий эстет Кокто. Благодаря ему Энгер
попал во Францию и задержался там на целых двенадцать лет. Среди смотревших
первый вариант картины были и Жан Жене, и Марсель Карне. Позднее Энгер работал
в Парижской синематеке под руковод ством Анри Ланглуа и стал свидетелем
зарождения "новой волны": Годар и Трюффо были завсегдатаями тогдашних
синематечных просмотров. Во Франции Кеннет Энгер ощущал дружественную
почву — в то время как в Америке его фильм подвергли остракизму и перекрыли
молодому режиссеру путь в Голливуд. Хотя он был законно прописанным
"голливудским ребенком", учился танцевать вместе с Ширли Темпл и,
будучи еще четырехлетним несмышленышем, снялся в шекспировской экранизации
"Сон в летнюю ночь" Макса Рейнгардта, дружившего с родителями
будущего режиссера — немецкими эмигрантами. Но все же в Европе Энгер
не остался и в 1962-м году вернулся в Америку. Хотя и знал, что никогда не
получит миллионных бюджетов, как он сам комментирует: "Я вовсе не
против них, но выбивание денег для меня не слишком отличается от проституции.
Большинство своих кино-опусов я сделал на собственные или наследственные средства". Фильмы Энгера французского периода напоминают
сюрреалистические притчи Кокто, но содержат в себе новый элемент: они, как и
вообще все работы этого режиссера-нонконформиста, лишены диалогов и построены
на музыке. Главным образом — на характерных для эпохи шлягерах, в которых Энгер
подчеркивает эротический элемент и которые делает основой экранной драматургии.
По сути речь идет о первых в истории, появившихся еще до эры психоделики
музыкальных клипах; сегодня в мире все больше тех, кто считает Энгера прямым
предшественником music video. Его ранние фильмы оказали сильное влияние
и на творчество таких классиков современного кино, как Мартин Скорсезе и Дэвид
Линч. Первый цветной фильм Энгера "Багровое мгновение" (1949) должен
был стать по замыслу внушительной кинопоэмой о голливудских дивах, но из-за
отсутствия финансов остался семиминутной клиповой зарисовкой, в которой певица,
похожая на еще не родившуюся тогда Изабеллу Росселлини, исполняет тягучую и томительную,
словно жевательная резинка, песню в манере и ритме, что чрезвычайно напоминают
культовую сцену с той же Росселлини из линчевского "Синего бархата . |