Самый драматичный период в жизни и
творчестве Энгера пришелся на рубеж 60—70-х годов. Вместе с "поколением
цветов", даром что последнее заметно моложе, он прошел по всем его типовым
маршрутам, включая мотоциклетные рейды и наркотические "трипы" в Катманду.
Эстетика моторизованных "диких ангелов" пришла в кино во многом
благодаря Энгеру (фильм "Скорпион восходит", 1964 — эротическая
симфония поршней, двигателей, колес и сцеплений). В 1968-м Энгер задумал самый амбициозный
из своих фильмов "Люцифер восходит", в котором обобщен эмоциональный
опыт десятилетия безграничной свободы. Главную роль должен был играть 19-летний
музыкант Бобби Бисолей, но в последний момент что-то развело его с режиссером,
а вскоре Бисолей был приговорен к пожизненному заключению за убийство, которое
он, будучи в наркотическом трансе, совершил в составе секты "сатаны
Мэнсона". Отбывая бессрочное наказание в тюрьме,
Бисолей написал музыку, а Энгер построил на ней и наконец-таки завершил фильм,
в котором весьма двойственно показал соблазны сатанизма. С одним из его главных
мессий, Антоном Ле Веем, Энгер был тесно связан. Сатанинское поветрие, к слову,
основательно затронуло Голливуд: с Ле Веем тесно общались Мэрилин Монро и Джейн
Мэнсфилд; последняя, как и Энгер, участвовала в "черных мессах". В фильме "Люцифер восходит",
снятом в Египте, на древней земле фараонов, Энгер косвенно рефлексирует по
поводу другого знаменитого убийства, совершенного Мэнсоном и его приспешниками.
Речь идет о беременной Шэрон Тэйт. Энгер, как и Полянский, остался одним из
редких успешных долгожителей "прекрасной эпохи”. В отличие от Полянского,
он остался маргиналом. Но, в отличие от многих, не стал жертвой ни наркотиков,
ни конфликтов с законом, ни СПИДа. "Многим художникам и многим, моим
друзьям была уготована трудная судьба, — говорит Энгер. — Но они
никогда на нее не жаловались и о ней не жалели". Сегодня Энгер больше известен как автор
полускандальных "голливудских хроник", чем кинематографист. Многие
считают его completely crazy (абсолютным безумцем), хотя никто не
отрицает ни оригинальности его ума, ни остроты юмора. Он сам становился
персонажем книг (в частности, опусов о сатанизме) и даже героем игровых
"голубых" фильмов. Студенты киновузов знают его как неистощимого
лектора. Но подлинная роль Энгера, одного из первых людей в американском
андерграунде, в становлении современного кинематографа еще не нашла должной
оценки и остается загадочной. И если художники типа Линча, начинавшие в
сфере параллельного кино, могли знать его творчество, то другие
угадывания" и "попадания" Энгера, на десятилетия опережающие
время, кажутся поистине проделками сатаны. |