22. Ларс фон Триер. Кинематограф как религия без морали
"Рассекая волны" "Европа" "Царство" "Идиоты" На Каннских фестивалях периодически
происходят столкновения молодой Европы с молодой Америкой. Так, в 1991-м году
тяжеловесный состав датско-шведско-франко-немецкой "Европы" (так
называлась картина датского режиссера Ларса фон Триера, произведенная под
эгидой пан-европейских структур) врезался в легкий фургончик братьев Кознов, на
котором было написано "Бартон Финк". И "Европа" оказалась
посрамленной: жюри под председательством Романа Полянского предпочло
изящно-небрежный нью-йоркский почерк витиеватой старосветской каллиграфии. Совсем иной результат был получен в
Канне-96. Коэны представили "Фарго" — блестящую реминисценцию жанра
"черного фильма". Но не тронутый холодком академизма
"Фарго", а новая работа сорокалетнего фон Триера "Рассекая
волны" потрясла Канн давно забытой мощью и накалом страстей. Фильм "Рассекая волны"
по-новому освещает творческий маршрут Ларса фон Триера. Этот маршрут не раз
заставлял датского режиссера пересекать границу и вторгаться на территорию
чужеземной традиции. Уже в ранних короткометражных фильмах ("Картины
освобождения", "Ноктюрн") мы встречаем солдат в бункере, распевающих
песни на стихи Гейне. Фон Триер называет могущественную соседку Дании своим
наваждением, символическим средоточием Европы. Германия — страна экстремальных
отношений между людьми и с другими странами, родина экспрессионизма, отблеск
которого очевиден в любом кадре, снятом фон Триером, и который всегда остается
для режиссера источником вдохновения. Хватает, впрочем, и других источников.
Полнометражный дебют режиссера "Элемент преступления" (1984,
детектив о серии убийств детей) — это помесь Хэммета и Роб-Грийе, Орсона Уэллса
и Тарковского. Остается только дивиться тому, что приготовленный новичком коктейль
из американского визионерства и европейской метафизики не только выдержан в
идеальных пропорциях, но пьянит и гипнотизирует безотказно. По схожему рецепту
были произведены еще два коктейля — "Эпидемия (1987) и "Европа".
Они образовали трилогию, к каждой части которой фон Триером был написан
манифест. В "3-м Манифесте" он называет себя "мастурбатором
серебряного экрана", алхимиком, творящим из целлулоида богоподобный мир,
который никогда, однако, не будет равен божественному. Но тогда манифест не был понят, а
"Европа" воспринята как помпезная акция по конструированию
"европейского триллера". Фон Триера критиковали за формализм и эстетизм,
увлечение техническими штучками, за отсутствие интересных характеров. В лучшем
случае в нем видели экзотический, невесть как произросший на северной почве
"цветок зла", а редкую визуальную красоту его фильмов связывали с
атмосферой упадка, вдохновлявшей многих певцов европейского декаданса. Так, уже
в "Элементе преступления" присутствует поэтический лейтмотив всей
трилогии — зона бедствия или катастрофы. В данном случае — это пространство,
залитое водой, всемирный потоп, застой и гниение, своего рода "смерть в
Венеции", скрывающая в заводях жертвы преступлений. |