Сталкероподобный образ Зоны переходит и в
"Европу", будучи поднят здесь на оперные котурны в ключе
"Гибели богов" Лукино Висконти. Провалившуюся в хаос Германию 45-го
снимали в Польше 90-го. Молодой интеллигентный американец немецкого
происхождения полон доброй воли и желания открыть страну своих предков. Заокеанская
непосредственность и добропорядочность сталкиваются с инфернальными духами
Европы в ее больном сердце, на железной дороге, что служит кровеносной системой
континента. Архаичные паровозы и вагоны, мрачные прокопченные тоннели,
полуразгромленные станции служат отличной декорацией для интриги с участием
забившихся в подполье фашистов. В "Европе", оснащенной как
никогда сильными акустическими эффектами, с предельной силой проявился также
изобразительный стиль фон Триера — с широкоугольными деформациями, с наложением
кадров, снятых разными линзами, с многократными зеркальными отражениями, с
цветом, как бы расщепленным на составляющие, с "выцветшими"
монохромными фрагментами. Еще один вариант Зоны — царство больных и
болезней, управляемое мистическими духами. Впервые появившись в фильме
"Эпидемия", этот образ с некоторыми вариациями перекочевал в сериал,
так и названный — "Царство" (1994) и ставший поворотным пунктом в
творческой жизни фон Триера. В четырехсерийном фильме, признанном
"европейским ответом на "Твин Пикс", фон Триер с блеском освоил
пространство огромной копенгагенской больницы. Сам же выступил посредником между
реальным и потусторонним мирами, не теряя при этом чувства черного юмора, в
отсутствии которого его нередко раньше упрекали. В "Царстве" впервые столь явно
присутствует скандинавский дух. И выражается он не в саморефлексии и
пресловутом аскетизме, а в очень земном и конкретном "предчувствии
смерти". Незабываем образ хирурга-шведа, всеми фибрами души ненавидящего
Данию: только настоящий эстет способен с таким мазохистским удовольствием
изобразить этот тип. Картина была признана по обе стороны океана образцом
современного "жанра", в Америке ее сравнивали с шедеврами Кубрика и
Олтмена, а фон Триера, одного из немногих европейцев, тут же занесли в список
50 режиссеров мира с максимальным коммерческим потенциалом. Склонный к чудачествам фон Триер не был
бы собой, если бы не ответил на это проектом съемок в Сибири (по сценарию
Фридриха Горенштейна и по мотивам хроник гражданской войны), если бы не обнародовал
свою фобию (страх перелетов и плаваний), если бы не снял следующий фильм на
острове и не развернул автомобиль обратно по дороге в Канн, прислав туда лишь
копию новой ленты и свой снимок в шотландской юбке. |