"Рассекая волны" сразу и
бесповоротно был признан шедевром, а фон Триер — новым Дрейером, новым Бергманом.
Эти журналистские клише могли бы появиться несколько раньше. Но только сейчас
фон Триер впрямую заговорил о Боге. Действие фильма происходит в начале 70-х
годов в заброшенной шотландской деревне, жители которой исповедуют очень
суровую и аскетичную форму протестантства. Юная Бесс глубоко религиозна и
верит в свою способность непосредственно общаться с Богом. Избранником ее
сердца, пробуждающим экзальтированную чувственность девушки, становится Ян —
мужчина могучего здоровья и "гражданин мира", работающий на нефтяных
скважинах. Вскоре после свадьбы он попадает в аварию и оказывается парализован.
С этого момента, собственно, завершается развернутая экспозиция, полная
этнографических подробностей (сцена свадьбы), и начинается фильм как таковой. Общаясь с фанатично преданной ему женой,
Ян видит, что она полностью отрезала себя от нормальной жизни, превратилась в
сиделку. Он убеждает Бесс, что якобы она поможет его исцелению, если заведет
другого мужчину и будет посвящать ему, Яну, свои любовные акты, а потом
подробно рассказывать о них. Что молодая женщина и пытается сделать — сначала
безуспешно, а затем мучительно преодолевая себя. Она выполняет
"задание", отдаваясь не по любви или хотя бы симпатии, а как
последняя шлюха, первым встречным или отпетым подонкам-садистам. Естественно, такое поведение навлекает
гнев местной общины. Пройдя через мучения и позор и в итоге приняв смерть, Бесс
вызывает к жизни чудо: Ян становится на ноги. Саму же ее хоронят как грешницу,
и пастор произносит на ее могиле гневные слова. Но друзья Яна помогают выкрасть
тело его жены и хоронят ее в морской пучине. В момент этого, настоящего
погребения в небе виден силуэт церкви и слышен звон колоколов. Это те самые колокола,
о которых мечтала Бесс, но которых не хотели суровые односельчане, полагая, что
"Бог звучит в душе". Даже из краткого пересказа ясно, что это
фильм о человеческих страстях, о сексе и религии. Фон Триер следует традиции
своего великого соотечественника Карла Теодора Дрейера, сценарий которого он в
свое время экранизировал на телевидении, с оператором которого работал над
"Европой". Сходство не отменяет коренного отличия:
фон Триера вряд ли назовешь религиозным художником. Католик по вероисповеданию,
он в начале своей "не слишком долгой религиозной карьеры" предпочитал
философию, которая могла быть сформулирована словами "зло
существует". В новой картине эту точку зрения представляют религиозные
фундаменталисты из шотландской общины: за ними стоит традиция воинствующего
христианства, крестовых походов и инквизиций. Бесс же олицетворяет простую,
детскую, почти языческую веру в Бога — и фон Триер оказывается на ее стороне. |