Теперь для режиссера важно, что
"добро существует", а детская вера Бесс трактуется как в сущности
более зрелая. С помощью религии добра наразрешимые проблемы могут быть
разрешены. Фон Триер признается, что причиной такого внутреннего поворота стали
для него не только возраст, жизненный опыт, но прежде всего его дети. "Имея
детей, ты приговорен к добру. И в то же время ради детей ты готов на все, даже
на убийство, — говорит фон Триер. — Любовь между детьми и их родителями
в миллион раз сильнее любви взрослых". "Рассекая волны" — фильм,
населенный уже не целлулоидными тенями, а живыми людьми из плоти и крови.
Однако это не значит, что метод фон Триера теперь ближе к реализму. Совсем
наоборот. Режиссер делает современную высокую мелодраму на грани кича
(исполнитель роли Яна актер Стеллан Скарсгард назвал фильм "ответом
Мелодрамы на "Индиану Джонса"). Кажется, в нем бесконтрольно
отпущены вожжи эмоций. Но это только кажется. Рвущие душу страсти моментально
показались бы неуместно чрезмерными, если бы не были уравновешены
рафинированным самоироничным стилем — который, по словам режиссера, должен
послужить "извинением слезам" и позволить даже самым циничным
интеллектуалам переживать и плакать. Сам режиссер клянется, что был недалек от
нервного срыва во время работы над фильмом и вместе со съемочной группой
выплакал все глаза. Этот сложнейший современный стиль фон
Триер синтезирует из нескольких компонентов. Во-первых, оператор Робби Мюллер
(работавший с Вендерсом и Джармушем) имитирует технологию телерепортажа, однако
переводит ее в регистр большого широкоэкранного кинематографа (изначальный
формат супер-35мм впоследствии преобразован в дигитальный). Практически весь
фильм снят ручной камерой, которая буквально танцует вокруг актеров,
поворачиваясь на 360°, что потребовало особой системы кругового освещения. Во-вторых, фон Триер, как и прежде,
экспериментирует с цветом, но добивается совсем новых гиперреальных эффектов
(не чураясь и компьютерных) в аранжировке экранных пейзажей и мизансцен. Эти
пейзажи специальным образом "перерисовывались и раскрашивались" на
пленке, цвета разлагались на составляющие, а потом собирались опять в
сочетаниях, напоминающих ностальгические ретрооткрытки. На них накладывались
поп-мелодии начала 70-х — Дэвид Боуи и "Дип Пэпл". Эти пейзажи
перебивают действие и раскомпоновывают его на "главки", что сообщает
фильму слегка насмешливый акцент лиро-эпоса, точнее — фолк-баллады. Наконец, фон Триер снимает в главной роли
актрису Эмили уотсон с еще не
виданной степенью психологической откровенности в любовных, сценах (другие
кандидатки на это не решились и выбыли из игры). В результате возникает фильм
эмоциональный и мощный, в равной степени прельщающий интеллектуалов и
"раскалывающий" широкую публику. |