Одно из самых выдающихся кинопроизведений
90-х годов, вызвавшее на Западе прежде всего художественный резонанс, в России
произвело разве что морально-этический. У нас Дрейер практически неизвестен,
несмотря на усилия Музея кино, который настойчиво пропагандирует датского
классика. Что касается Бергмана, джентльменский набор его наименее
провокационных картин крутится по всем телеканалам, создавая впечатление унылой
респектабельности. Единственная хрупкая надежда
актуализировать фильм фон Триера была связана с тем, как мы реагируем на художественные
высказывания о божественном. Случай с "Последним искушением Христа",
против которого объявила крестовый поход православная церковь, грозит попасть в
разряд трагикомических. Фильм фон Триера мог бы вызвать не меньше шума, если бы
церковное начальство было лучше информировано. Стенограмму несостоявшегося
скандала можно прочесть в журнале "Искусство кино", где по поводу
"Рассекая волны" говорят православные искусствоведы и богословы.
Уровень их рассуждений сгодился бы для бабулек, переваривающих на завалинке
очередную телесерию. Например, подвергается сомнению жизненная достоверность
коллизии фильма. Можете ли вы представить, чтобы шахтер в Воркуте предложил
своей жене совокупляться с кем попало? — примерно так ставит вопрос участник
интеллектуальной дискуссии. Между тем Воркута давно ждет своего фон
Триера. Который пока туда не добрался и застрял в тупиках буржуйских проблем.
Но и там сумел навести шороху. Пост-линчевские и пост-тарантиновские жестокие
игры, с одной стороны, диктат либеральной политкорректности — с другой,
привели к заметному оскудению эмоциональных резервов кинематографа. Современный
зритель устало посмеивается над зрелищем разбрызганных по экрану мозгов и
послушно умиляется "индийскому" воссоединению пролетарской белой мамы
и чернокожей интеллигентной дочки. На этом фоне фон Триер сделал настоящий
творческий рывок в завтрашний кинематограф. Он предложил свежую и оригинальную
киноструктуру, которая, быть может, впервые после Феллини соединяет духовную
проблематику с кичевой эстетикой. В то время как католические режиссеры типа
Скорсезе пребывают в кризисе, фон Триер подходит к стихии божественного с
совершенно другого конца. Не религия служит у него материалом для кино, а само
кино оказывается чем-то вроде религиозного ритуала, хотя и за вычетом одного из
компонентов религии — а именно: морали. Ибо в человеческом сообществе мораль
всегда уплощена и прагматична, а говорить о "высшей морали" фон Триер
не считает приличным. Спустя два года после "Рассекая
волны" он опять появился в Канне — причем появился физически, что уже само
по себе стало сенсацией. Правда, не пришел на собственную пресс-конференцию и в
течение всего фестиваля укрывался от сторонних глаз в соседнем Антибе, куда
пригнал специальный фургон. Когда синий микроавтобус с надписью
"Идиоты" (точно на таком же ездят герои одноименного, представленного
в конкурсе фильма) подрулил к лестнице фестивального Дворца, свершилось
невероятное: |