величественный и неприступный Жиль Жакоб,
художественный директор фестиваля, самолично спустился с лестницы, чтобы
приветствовать режиссера этой картины Ларса фон Триера. Такого от Жакоба не
дождался никто из самых ярких голливудских звезд. В противоположность киношлягеру
"Рассекая волны", "Идиоты" лишены мелодраматических
подпорок, нет здесь и известных актеров, а эксперименты, которые ведут герои,
каждый "в поисках внутреннего идиота", разрушают все мыслимые табу,
демонстрируют крайнюю степень психологической агрессии. Чтобы раскрепостить
своих исполнителей и вдохновить их на сеанс группового секса, фон Триер в
первый же день явился на съемочную площадку голым. Эпатаж для него не самоцель,
а способ рассказать правду о человеке, который обретает гармонию с миром лишь
добровольно становясь "идиотом". В качестве лидера "нового
левого", "радикального", "идиосинкразического" кино
фон Триер создал кинокомпанию по производству порнофильмов, а также возглавил
коллектив киноавторов под провокационным названием "Догма 95". Они
подписали манифест, диктующий правила, по которым намерены теперь делать кино.
Разумеется, антибуржуазное, но не повторяющее плачевный, по их мнению, опыт "новых
волн". Спустя сорок лет после дебютов Годара и Трюффо, спустя тридцать
после того, как майские радикалы 68-го закрыли Каннский фестиваль, фон Триер
эпатирует кинематографическую общественность в возрожденной цитадели
буржуазности. Кинематограф не должен быть
индивидуальным — утверждается в "Догме" с восклицательным знаком!
Сегодняшнее кино должно использовать "технологический ураган",
делаться в цвете и на широком формате, но при этом не быть жанровым (никаких
перестрелок), не уходить от актуальной жизни ни исторически, ни географически,
воспроизводить реальность "здесь и теперь" на натуре, без фальшивых
декораций и светофильтров, с помощью подвижной ручной камеры, и даже фамилии
режиссера не должно стоять в титрах. Должно-не-должно, но фон Триер выступает
в "Идиотах" одним из последних Авторов конца века. В своих эмоциональных
кульминациях (женщина, потерявшая ребенка, в компании "игроков" и
впрямь становится безумной) он достигает масштаба великих европейских
классиков. И вместе с тем он нами манипулирует, он нас дурачит, его пафос
ложен: так считают многие, кто не верит в искренность режиссера. Но
современный режиссер не Бог и в вере по существу не нуждается. Когда-то в "Элементе
преступления" полицейский инспектор приходил к выводу, что раскрыть
преступление можно лишь идентифицировавшись с убийцей. Глубокая ирония
определяет и метод работы фон Триера, для которого акт творчества — идеальное
преступление. В то же время всегда насмешливый фон Триер сочувствует жертвам
насмешек и говорит в интервью: "Насмехайтесь и презирайте меня сколько
хотите, но у меня колоссальный запас искренности. И он позволяет мне
признаться, что я всегда сомневаюсь во всем, что касается окружающих, — в
искренности их побуждений и поступков. Но никогда не сомневаюсь в
себе". |