В своих высказываниях он не церемонится
даже с такими "священными коровами", как Бергман и Трюффо, и упрекает
большинство "парней, работающих в кино" в том, что у них "нет
яиц". За присутствием этого компонента в собственном творчестве фон Триер
придирчиво следит. "Догма" уже стала культурным
мифом новейшего кинематографа и вышла далеко за границы датского кинокоролевства.
В ее канонах снимают сподвижник Уорхола авангардист со стажем Пол Морриси,
модный Майк Фиггис, многие американские "независимые". Некоторые
просто "примазываются". Молодые критики уже начинают поругивать
"Догму" за псевдореволюционность. А фон Триеру, похоже, на
"Догму" наплевать. Он дал кинематографу толчок и пошел дальше. Его
новый фильм "Танцующая во тьме" — мюзикл с Бьорк и Катрин Денев в
главных ролях. Догмы на то и есть, чтобы их безжалостно разрушать. Культурные Герои
Даниэль Шмид Паоло и Витторио Тавиани Аки
Каурисмяки Дени Аркан Джоэл и Этан Коэны Мохсен
Махмалбаф Отар Иоселиани Гас Ван Сент Чжан Имоу Кумасиро Тацуми Педро Альмодовар 23. Даниэль Шмид. Стопроцентно европейский генетический код
Некогда на Неделе швейцарского кино в
Москве показали фильм "Палома". Пересматривая его сегодня, понимаешь,
почему именно эта картина сделала Даниэлю Шмиду европейское имя. В середине
70-х "цивилизованный мир", как теперь принято выражаться, успел
выпустить революционный пар, утерял одну за другой романтические иллюзии (Куба,
Китай, майский Париж, пражская весна) и замкнулся на нуждах собственного организма.
Масс-медиа помогли населению смотреть на реальность широко закрытыми глазами,
а культура принялась со смаком пережевывать свое прошлое. Ощущение тотальной (и фатальной)
замкнутости пронизывает "Палому". Ее действие завязывается в
атмосфере кабаре и казино, где играют, между прочим, на рубли. Игра по правилам
давно окончена, дальше идет ее имитация, ее симуляция. Начинается история
певички из кабаре, больной туберкулезом (чем же еще?) и разбившей сердце своего
богатого поклонника. Он носит ее на руках, уговаривает стать его женой, а она
ему изменяет направо и налево, ибо сама разуверилась в любви. Спустя три года
тело усопшей Паломы, согласно ее завещанию, выкапывают из могилы. И не
кто-нибудь, а муж с любовником, причем первый разрубает прекрасную плоть на
куски, окончательно свихивается и бежит в казино. Нужна смелость, чтобы предлагать такой
сюжет без спасительной в подобных случаях иронии. Даже в сцене, где Палома и ее
дебиловатый поклонник поют опереточный дуэт на фоне альпийского пейзажа, а в
облаках парит похожий на гермафродита Эрос. Не то что иронии нет вовсе, но это
ирония не вполне авторская. Она заключена в самих туристических красотах
Швейцарии, легко переходящих в открыточный кич. |