В качестве контрастного примера
(контрастного, потому что это полит-кич) Шмид приводит телетрансляцию процесса
над четой Чаушеску. Невозможно отождествить эту гротескную пару маленьких
буржуа из мыльной оперы со зловещими вампирами, высосавшими страну. Шмид любит
приводить этот пример в связи с "Паломой", которую легко критиковать
за искусственность конструкции. Но то, что претендует быть реальностью, не
менее искусственно, абсурдно, сюрреально и сконструировано. Конечно, сегодня такими выводами никого
не удивишь, но "Палома" ведь и сделана не сегодня, а в 1974 году.
Декоративная театральность, барочная артизация еще не были осознаны
кинематографом как насущная культурная потребность, но уже заметно потеснили
документальный киностиль 60-х, скомпрометировавший себя родством с
"презренным" телевидением. Престарелый Бунюэль с присущей ему
язвительностью обещал на минутку выскочить из гроба, дабы узнать, чем кончится
очередной сериал. В "Паломе" тоже есть бунюэлевский акцент: в ней
недаром появляется актриса Бюль Ожье, незадолго до этого сыгравшая в
"Скромном обаянии буржуазии". Шмид оказался идеальным персонажем для
того, чтобы выразить дискомфортное состояние европейской культуры, зажатой
между архаикой старых ритуалов и вульгарностью новых. Между оперой классической
и мыльной. Он родился и вырос в горах, где реки
текут с Альп на север и на юг, где пролегает не отмеченная на карте граница
между латинским и германским мирами. С древности это был оживленный
перекресток: там побывали и римляне, и этруски. Там проходила дорога
контрабандистов и наркодилеров. Как утверждает Шмид, режиссер подобен этим
профессиональным авантюристам; он переводит реальность в сны, он космополит,
всюду свой и всюду немного чужой. Человек со швейцарским паспортом и
стопроцентно европейским генетическим кодом. В его родной местности говорят
по-итальянски, по-немецки и на ретророманском языке, близком к опрощенной
латыни. В этом уголке света он снял инцестуальную драму "Виоланта"
по-итальянски, с Лючией Бозе и с явно присутствующей тенью Лукино Висконти.
Шмиду, живущему в Цюрихе, работающему и в Германии, и во Франции, столь же
свободно говорящему по-английски, европейская культура представляется единым
целым. Ему не важно, считают ли политики Россию
частью Европы. Будучи в Москве, он посетил дом Чехова и именно там получил
подтверждение, что он, Даниэль Шмид, — европеец. Общие культурные гены. Зато на
спектакле "Царской невесты" заметил, что русская опера застряла во
временах Ивана Грозного. К этому отзыву стоит прислушаться. Шмид
известен как крупный постановщик опер на сценах Европы. Объяснением в любви к
этому искусству стала картина "Поцелуй Тоски" (1984), снятая без
сценария, среди обитателей дома престарелых — музыкантов и певцов. Этот дом был
основан в Милане бездетным Верди и финансировался за счет его посмертных
гонораров. Здесь можно встретить бывших соперниц — примадонн оперной сцены,
живущих уже который год в соседних комнатах, но не разговаривающих друг с
другом. Они встретились в фильме Шмида, применившего для этого несколько ловких
режиссерских трюков. Как встретились в нем великодушие и мелкая ревность,
беззащитность старости и готовность ринуться в бой. |