Одна из героинь заявила: лучше, когда
артист покидает публику, а не наоборот. Уйдя со сцены несколько десятилетий
назад, эти дряхлые старики и старухи остались подлинными артистами. Они играли
у Шмида с такой отдачей и фантазией, на ходу творя блистательные сюжетные
ситуации, что получился не документ сторонних наблюдений "из жизни
престарелых", а самозабвенно разыгранный спектакль из их собственной
жизни. Что такое опера для Шмида? Некогда великое
европейское искусство — ныне, как эти чудесные старики, полуживое-полумертвое.
Оно осталось в XIX
веке. Не останется ли точно так же кино в XX, не превратилось ли оно уже сегодня в
полуживое-полумертвое? Да и нет — отвечает режиссер. И если хоть
на один процент "нет", то потому, что кино осуществляет только ему
присущий способ коммуникации. В кинотеатре нас захватывает ритуал желания:
мороженое, свет, ты сидишь рядом с незнакомыми людьми, потом свет меркнет и,
подобно этим незнакомцам, ты надеешься встретить что-то чудесное. На экране.
Или в жизни. Так было. Но изменились условия, в
которых работает человеческая голова — если она вообще работает. Мы вступили в
эпоху бесплодного онанизма. Девяносто процентов зрителей, переключая
телеканалы, не в состоянии выбрать необходимое, как в супермаркете, и в итоге
поглощают то, что им навязывают. Переизбыток информации заставляет людей самих
признаваться, что они ничего не знают, ничего не понимают, ничего не
чувствуют. Рельеф мира становится незримым, необъяснимым, неосязаемым. И все же Шмид сохраняет сдержанный оптимизм: "Пока у людей
окончательно не выветрилось желание сообща грезить в затемненной комнате, кино
будет существовать, быть может, на периферии, подобно камерной музыке. Особенно
тот тип фильмов, который занимает меня: личные, персональные фильмы, а не так
называемые большие. Я верю, что у людей есть тяга к мифическим формам,
загадочным образам, атавистическим сказкам и магическим символам, которые
возвращают их к скрытой памяти их детства и культуры". На вступительных экзаменах в Берлинскую
киношколу Шмид познакомился с Фассбиндером. Оба как опоздавшие, заняли
последнюю парту. В отличие от Шмида, Фассбиндер не поступил и принялся снимать
кино самодеятельным способом, с помощью группы энтузиастов. Встретив спустя
пару лет своего напарника, который лениво обосновался на студенческой скамье,
Фассбиндер обозвал его "избалованным швейцарцем" и сказал, что ему
никогда не сделать ничего путного. "Он дал мне пощечину, и я
проснулся", — вспоминает старший на
пять лет Шмид. На следующий день он ушел из киношколы и принялся искать
возможности для самостоятельной постановки. Первая его полнометражная картина
"Сегодня ночью или никогда" (1972) получила поддержку Висконти и была
атакована левой прессой. Ее возмутило изображение революции как
театрализованной акции в духе пьес Мариво. |