Безумные 60-е перевернутой вверх ногами
шестеркой оборачиваются не менее эксцентричными и причудливыми 90-ми.
Фаталистический гедонизм конца века — кривое отражение излишеств его середины,
бывших, в свою очередь, следствием романтического идеализма. Вот и венский
спектакль, выполненный в тяжелых барочных декорациях и костюмах, являет собой
вывернутый наизнанку тридцатилетней давности анекдот, в изобразительном
решении которого находили сходство с Шагалом витебского периода. Ситуация,
когда в группу борцов с вампирами попадает зараженный элемент, выглядит весьма
характерной для эпохи сверхпроводников, загадочных инфекций и электронных
вирусов. 3. Фрэнсис Форд Коппола. Всеядный Дракула целлулоидной эры
Francis Ford
Coppola "Крестный
отец" "Крестный отец. Часть 2" "Бойцовая рыбка" "Дракула Брэма Стокера" "Коттон-клуб" "Апокалипсис сегодня" "Дракула Брэма Стокера",
подобно классическим фильмам Копполы 70-х годов, стал фаворитом мирового
репертуара и вернул имя режиссера в сферу популярности и любви масс-медиа.
"Симфония черного и красного, ночи и крови", как ее поэтически
описывают критики, создана во всеоружии голливудского постановочного
мастерства с использованием взятых напрокат профессионалов-гастролеров:
немецкого оператора Михаэля Баллхауза, японской художницы по костюмам Эйко
Исиока, английских актеров Гэри Олдмена и Энтони Хопкинса. Но главное
заимствование Копполы — сам роман Брэма Стокера, выросший из недр европейской
индустриальной цивилизации и культуры. Именно викторианская Англия —
классическая (и уже слегка загнивающая) страна капитализма — вскормила своей
кровью этот культовый литпамятник. В XX веке мотив вампиризма обнаруживал все новые и новые
актуальные трактовки и возвращался, чаще всего через кинематограф, когда
находил для себя подходящее "время и место". Вампир приходил на экран
в момент кризиса нации — в 1922 году в Германии (знаменитый
"Носферату"), в 1930-м в Америке, в 1958-м в Великобритании, снова в
Америке, теперь уже тоже слегка загнивающей, — в 1979-м и (фильм Копполы) в
1992-м. Если марксисты видели в вампире
аллегорический образ кровососа-эксплуататора, если, согласно фольклорным теориям,
вампир воплощал страх того, что мертвецы не умирают взаправду, то новое время
принесло новые трактовки. Теперь в старом сюжете находят метафору сексуального
угнетения, наркомании, а также поистине мистической эпидемии СПИДа. Не менее
актуально рассматривать вампиризм как порождение восточноевропейского мира
(Дракула, как известно, обитал в Трансильвании), истощенного социализмом и
охочего до кровушки. |