Питер Койот едва не отказался от роли
писателя, пытающегося повторить опыт Хемингуэя, Фицджеральда и Генри Миллера,
— испугавшись, что соотечественники сочтут его настоящим психом. Точно не
известно, что думал по этому поводу тогда еще девственный в кинематографе Хью
Грант. Что касается Эмманюэль Сенье, то она была более сговорчива — ведь еще в
несовершеннолетнем возрасте актриса стала очередной пассией Полянского.
Последний же, вернувшись к собственным началам и корням, доказал, что по-своему
способен на верность и постоянство. Его не способны выбить из седла неудачи
последних лет типа пафосной политизированной драмы "Девушка и
смерть". Или даже скандалы на съемочной площадке, один из которых кончился
разрывом многомиллионного контракта с Джоном Траволтой. О том, что у Полянского характер не
сахар, известно всем. Но всех гипнотизирует его бесшабашная легкость отношения
к жизни, к ее соблазнам и испытаниям. Быть может, все дело в том, что он знает
дьявола не понаслышке. Новый киноопус Полянского — "Девятые врата" с
Джонни Деппом — опять эксплуатирует старую тему: дьявол — рядом. Вновь
воплощением зловещей и гибельной красоты оказывается женщина — все та же
Эмманюэль Сенье. В финале фильма она, казавшаяся до поры до времени ангелом-хранителем
героя Деппа, садится на него верхом и торжествующе совокупляется. Полянский знает, что зло неистребимо, что
оно почти всегда побеждает и что оно способно принимать разные камуфлирующие
оболочки. Но есть всегда некоторые маленькие, но верные приметы, по которым
дьявола все-таки можно вычислить. Вопрос к психоаналитику, но так же, как для
Хичкока сексуальность, так для Полянского инфернальность почти всегда
ассоциируется с женщинами, и чаще всего — с блондинками. Их же он обычно
выбирает в подруги. Или это отблеск старой трагедии с Шэрон Тэйт? Новые фильмы Полянского уже не возбуждают
энтузиазм публики. Зато в венском театре Raimund Theatre прогремел мюзикл
"Бесстрашные убийцы вампиров". И хотя в наши дни вряд ли кого удивишь
сиквелами и римейками, этот стал событием: ведь поставил спектакль по сюжету
культового фильма сам Роман Полянский. И самолично сыграл в нем. Не что иное как убийство Шэрон Тэйт
придало невинной сказке о трансильванских вампирах символическое значение.
Тэйт играла в ней невинную девушку, которую герой Полянского, профессиональный
борец с вампирами, спасал от кровопийц, но в последний момент, когда быстрые
сани уже уносили беглецов к счастливому финалу, у бледнолицей красавицы
внезапно отрастали клыки и она впивалась в шею своего возлюбленного. И в
реальности Шэрон сыграла роль жертвы, по сей день преследующей Полянского, который,
при всей своей бурной и насыщенной жизни, обескровлен тенью давней трагедии. |