И плевать, если вдруг на десяток лет он
становится персоной нон грата в Америке — после сексуального скандала с
девочками, в который он вляпался вместе с героем "Китайского
квартала" Джеком Николсоном. Он настолько независим и благороден, что став
каннским судьей, награждает "Золотой пальмовой ветвью" американский
фильм. И плевать на слухи, будто жюри морально коррумпировано заокеанский
киноиндустрией — от Вупи Голдберг вплоть до Натальи Негоды, с которой Полянский
незадолго до того снялся в какой-то голливудской бодяге. Он поднимается на
сцену под фамильярно-одобрительный раскат зала: "Рома-ан!" А ведь награжденный фильм этот —
"Бартон Финк" — словно создан для души президента жюри. Ведь кто
такой сам Полянский как не беженец от идеологии? Сначала коммунистической,
потом — леворадикальной европейской, наконец — американской, оттолкнувшей его
(в прямом и переносном смысле) унылым ригоризмом. По сути Полянский повторил
судьбу Бартона Финка — бродвейского драматурга образца "политической
корректности" 1941 года, который поехал продавать свой талант в Голливуд.
Но вместо вернякового коммерческого сценария написал совсем другое — проекцию
своих фантазмов и комплексов, своих трагикомических отношений с миром, своего
эгоцентризма и своей чрезмерности. Полянский по-прежнему похож на беженца,
за которым уже давно никто не гонится и который на бегу достиг немыслимого
благополучия. Беженство — это естественное состояние и жизненный стиль. Меняя
города и страны, студии и подруг жизни, он словно бежит от самого себя, от
собственных воспоминаний. И возвращается — куда? Правильно, к началу. "Горькая луна" (или, используя
игру слов, "Горький медовый месяц", 1992) — почти что римейк
"Ножа в воде". Вновь супружеская пара, втягивающая в свои изжитые
отношения новичка, неофита, свежую кровь. Вновь действие сконцетрировано в
плавучем интерьере, только вместо приватной (шикарной по польским параметрам)
яхты — действительно роскошный трансконтинентальный лайнер. И несколько
"флэшбеков" из парижской жизни, из времен, когда завязался
злосчастный роман, который завершится двумя выстрелами посреди океана. О6 этом фильме один из фестивальных
экспертов сказал: "Very, very Polanski". При том, что здесь как
никогда много заимствований и реминисценций: от Эрика Ромера до Бертолуччи с
его "Конформистом" и "Последним танго", до бунюэлевской "Тристаны"
и феллиниевской "Сладкой жизни". Весь фильм — сплошной
постмодерновый "пастиш", влажная вселенская смазь, скрепляющая
осколки интеллектуальных и масскультовых клише. Неоригинален и жанр —
возведенный на подиумы последних сезонов эротический триллер. И тем не менее
эксперт прав: этот фильм — очень, очень "полянский". В нем с редкой
энергией выплеснулся провокативный характер его личности. Ее обжигающее воздействие
сполна испытали трио актеров, сыгравших все стадии романтического флирта,
рокового влечения, садо-мазохистских игр и физического истребления. |