Спустя два с лишним десятилетия Полянский
был награжден президентским мандатом в то же самое каннское жюри. То же, да не
то: пейзаж Лазурного берега разительно переменился. Можно даже сказать, что
этот самый пейзаж доверили самолично оформить, довести до совершенства
Полянскому. Он был не просто главным судьей на самом представительном
ристалище, а эталоном, законодателем тех критериев, коими надлежит
руководствоваться нынче в кино. Эти критерии — зрелищность, саспенс,
удовольствие, получаемое непосредственно во время просмотра и чуждое всяких
рефлексий. Так, а не иначе было воспринято заявление Полянского: "Если
мне приходится потом раздумывать, понравился фильм или нет, это уже слишком
поздно". Полянский один из первых, один из
немногих вовремя выпрыгнул из интеллектуальной резервации, в которую загнало
себя кино. Из плена идеологии он освободился еще раньше и не тешился
прогрессистскими иллюзиями, которые охватили киноэлиту обоих полушарий. Его
игрушки, его болезни оказывались более невинны, и даже его инфантильность
выглядит порой более простительной. Полянский обогнал многих европейских и
даже американских кинодеятелей, раньше других двинувшись в сторону жанра и
переплавив свой глобальный "еврейский" пессимизм в горниле новой
культурной мифологии. Он пережил эпоху жертвенных самосожжений и превратил свою
личность в неизменный и несгораемый художественный объект. Такой же
непотопляемый и самоценный, как пришвартованный в каннском порту парусник —
выполненная за баснословные деньги точная копия легендарных пиратских судов. Пускай этот парусник послужил всего лишь
декорацией для тяжеловесного фильма "Пираты" (1986) с единственным
занятным эпизодом-пародией на "Броненосец "Потемкин". И пускай
вообще работы Полянского последних лет не вдохновляют по большому счету. Зато в
обновленный пейзаж чудесно вписываются как парусник, получивший там прописку
на несколько лет, так и осевший в Париже его строитель и капитан. Его ругают за то, что потрафляет жрецам
коммерции, его называют гедонистом, безродным космополитом, педофилом, к нему
липнут самые фантастические домыслы и сплетни. Пускай. Пускай пресса
иронизирует по поводу его роста и эротической активности, зовет его современным
Кандидом, не извлекающим уроков из прошлого. Пускай. Когда 65-летний коротыш с
волосами до плеч величественно поднимается по каннской — или гданьской — сцене,
напряжение и восторг публики одинаково иррациональны. Она в стократной
пропорции отдает ему то, что отобрала из его личной жизни для своих
обывательских радостей. Он притягивает и влечет ее своим сверхчеловеческим
запахом — как парижский парфюмер Гренуй. |