Появившийся в 1968 "Ребенок
Розмари" открывает зрелого Полянского и знаменует его не превзойденную по
сей день творческую вершину. Этот фильм сразу входит в киноклассику и кладет
начало "сатанинской серии" в большом американском кино (до сих пор
сатанизм был уделом андерграунда и таких его представителей, как Кеннет Энгер).
В "Ребенке Розмари" впервые появляется нешуточная, поистине бесовская
энергия, сказочный сюжет корнями врастает в психологическую реальность, а
потом до основания перепахивает ее, не оставляя камня на камне. То, что произошло вслед за этим, многократно
описано и интерпретировано. Всю изощренность экранных фантазий Полянского
(Розмари беременела от дьявола и становилась мадонной сатанинской секты)
превзошла трагедия на голливудской вилле Шэрон Тэйт. Актриса, которая была на
сносях, и ее гости, одуоманенные наркотиками, стали жертвами ритуального убийства,
совершенного "Семейством фрегатов" — сатанинской сектой Чарлза
Мэнсона. Многие увидели в этом расплату за
смакование экранных ужасов, за разгул интеллектуального демонизма. Но и
последующие работы Полянского свидетельствовали о неизжитости в его
художественной мирооснове клинического случая, оккультной тайны,
метафизического зла, разлитого повсюду и легко овладевающего человеческим
естеством. Даже в единственной, неведомо как залетевшей в те годы в наш прокат
картине Полянского "Тэсс" — экранизации романа Томаса Гарди —
элегическая атмосфера викторианской Англии модернизируется, напитывается
нервическими токами, подводится под стилевые параметры гиньоля. По сути дела Полянский — не в пример
другим шестидесятникам — почти не изменился ни внутренне, ни даже внешне. Он
выглядит, как слегка потертый жизнью пацан из краковской подворотни. Говорят,
на вопрос коллеги, с которым сто лет не виделись, как жизнь, что делаешь, отвечает:
"Как всегда: трахаю манекенщиц". На исходе десятилетия его — десятилетия —
стилистом и хроникером Дэвидом Бейли был выпущен фотоальбом "Коллекция
бабочек безумных 60-х годов". Молодой режиссер с польским паспортом
обнимает американскую старлетку. Шэрон Тэйт не единственная из персонажей этой
книги, кто в момент ее выхода сполна расплатился за культ свободы и превратился
в тень. Полянский, прошедший через те же моды и соблазны, так же хипповавший,
так же чудивший с сексом и наркотиками, остался жить. Мало того, он один из тех,
кто изменил пейзаж кино после битвы. Может, потому, что прошел
социалистическую прививку от идеологии? Во всяком случае, в том роковом 68-м он
не ринулся на баррикады и не захотел вместе с Трюффо, Маллем и Годаром
закрывать Каннский фестиваль, куда был приглашен в жюри. Он не считал его
"слишком буржуазным" и не внял пламенным призывам революционеров,
предпочтя изоляцию в компании с "советским ренегатом" Рождественским.
И каковы бы ни были его личные мотивы, ясно одно: он остался нейтрален,
равнодушен и исполнен иронии к этой битве, как и любой другой, самонадеянно
пытающейся искоренить зло. |