"Отвращение" может служить
практическим пособием как по психопатологии, так и по кинорежиссуре. Это
удивительно емкий прообраз более поздних работ Полянского, каждая из которых
развивает ту или иную намеченную в нем линию. Чисто сюрреалистические объекты
(бритва и гнилое мясо) предвещают сюрреальный характер атмосферы в картине
"Жилец" (1976), где главную роль сыграл сам Полянский. Фрейдистская
атрибутика (трещина как "дыра подсознания") вновь возникает в
"Китайском квартале" (1974) — триллере о жертвах инцеста. Многократно
повторится у Полянского мотив гибельной, тлетворной, инфернальной женской красоты:
ее вслед за Катрин Денев будут воплощать Шэрон Тэйт, Миа Фэрроу и другие
знаменитые актрисы. Само их участие (добавим Фэй Данауэй, Изабель Аджани,
Настасью Кински) тоже становится традицией. А некоторые из них стали
знаменитыми именно благодаря Полянскому. В ранних фильмах режиссера легко
прослеживаются связи с интеллектуальной проблематикой европейского и
американского модернизма — с Жаном Кокто и Теннесси уильямсом, с Бергманом и
Антониони. За пару лет до фильма "Фотоувеличение" Полянский использовал
прием фотоувеличения, в результате которого видимость правды открывает свою
потаенную сущность. В финале "Отвращения" камера
скользит по семейной фотографии, висящей в квартире Кароль, минует охотно
позирующих родителей, мило улыбающуюся старшую сестру и дает сверхкрупный план
лица маленькой девочки — самой Кароль, на котором отчетливо различимы ужас,
обида, негодование. А первый кадр картины вырастает из темного женского
зрачка, пополам рассекаемого титрами, напоминая тем самым о знаменитом эффекте
"Андалузского пса" Бунюэля, где глаз резали бритвой. И при всем при том Полянский скорее
отдает дань своему времени, чем и в самом деле увлечен экзистенциалистскими
философствованиями или отыгрыванием мифов авангарда. В отношении и к тем, и к
другим он в лучшем случае добродушно скептичен. И действует в духе
"насмешливого моралиста" Альфреда Хичкока, отчасти — его почитателей
и стилизаторов из французской "новой волны". "Отвращение", снятое в Лондоне,
модном центре англоязычного производства, вошло в США в число самых громких
картин сезона. Следующий опыт того же рода — "Тупик" (1966), где
главную роль сыграла Франсуаз Дорлеак (сестра Денев), получает "Золотого
медведя" в Берлине. Полянскому открыт путь в Голливуд, где он снимает "Бал
вампиров" (1967) со своей молодой женой Шэрон Тэйт. Эта прелестная мистификация
подводит итог раннему Полянскому, беззаботно играющему жанрами и стилями, но
еще послушно имитирующему хороший тон авторского кино. |