Даже японские режиссеры второго ряда —
Масаки Кобаяси, Кен Кумаи, Кането Синдо (создатель незабываемого и
непереносимого "Голого острова") — фигуры очень значительные. А Сехей
Имамура — один из считанных в мире режиссеров, дважды удостоенных каннской
"Золотой пальмовой ветви". Первый раз — за "Легенду о
Нарайяме" (1983), второй раз — за "Угря" (1997). А всего лишь
год спустя после второго триумфа Имамура представил в Канне картину
"Врачеватель печени", и не исключено, что если бы она показывалась в
конкурсе, то принесла бы японскому режиссеру третью "Золотую пальму". В том же 1997 году в Венеции победил
"фейерверк" Такеси Китано — режиссера, актера, писателя, художника,
телеведущего в одном лице, ставшего сегодня лицом номер один японских
масс-медиа. Китано создал образ современного самурая — благородного и
печального полицейского, который противостоит превратностям судьбы и мерзостям
коррумпированного мира. Узнав о смертельной болезни любимой жены и о трудном
положении друзей-коллег, герой решает взять судьбу в свои руки. Он увольняется
из полиции, грабит банк, расправляется с заправилами якудзы, помогает
беспомощным товарищам. А потом устраивает для жены прощальную поездку на
Фудзияму и совершает с ней двойное самоубийство. Это поистине фейерверк любви,
мужества и утонченного эстетизма. А через два года Такеси Китано подтвердил
свою репутацию, представив на Каннском фестивале исключительно нежный фильм
"Кикудзиро". В нем он сломал имидж супермена и сыграл
великовозрастного шалопая, который устраивает праздник уже не женщине, а
соседскому заброшенному мальчику, скрашивая ему скуку каникул в большом
городе. Но самое поразительное в японской
кинокультуре то, что ни этими громкими фигурами, ни скандальным автором
"Империи чувств" Нагисой Осимой она не ограничивается. Буквально каждый год приносит очередное
открытие какого-то нового японского имени на каком-нибудь фестивале. Последние
даже соревнуются между собой в том, кто сделает больше таких открытий. Вот в Локарно в 1997 году сенсацией стали
двенадцать (из сорока им снятых) картин режиссера Като Таи. Его называют
"королем Б-фильмов": в эту категорию включаются самурайские драмы, а
также ленты из серии "якудза" и "ниндзя". Во всех случаях
речь идет о воспроизведении на экране эстетики и этики восточных боевых
искусств. Като Таи начал работать в игровом кино сразу после войны, когда
потерпевшей поражение Японии было запрещено культивировать самурайский дух.
Поэтому режиссеру пришлось сменить традиционные костюмы и мечи на пистолеты и
автомобили из модернизированного гангстерского мира. Позднее он вернулся к
самурайским сюжетам, но как современные, так и костюмные истории рассказывал с
острым чувством жанра и стиля, и в то же время — с более глубокой, чем было
принято, психологической подоплекой. Его гангстеры и самураи не только бряцают
оружием, но по-настоящему страдают, а иногда и проявляют слабость, и это
превращает их из жанровых персонажей в живых людей. |