Было бы чересчур утверждать, будто
Голливуд Копполы—Лукаса—Спилберга (трио, которое эксперты оценили в
совокупности в миллиард долларов еще до начала рецессии) реализовал заветную
мечту советского монументального кинематографа. Но в конце 50-х годов
некоторые его особенности вполне могли впечатлить прилежного киномана, студента
театрального факультета. И хотя в то время у него были уже другие кумиры —
Бергман и Антониони, — это лишь добавило еще пару красок к режиссерской палитре
Копполы. Он свободно чувствует себя между голливудским каноном и постановочным
гипнозом. Между Эйзенштейном и Птушко. Между моральной оценкой и всепрощающей
ностальгией. Чтобы стать свободным, Коппола сначала
заковал себя в тиски кормановской системы поточного производства — когда в
рекордно короткие сроки в рамках мизерного бюджета снималось два фильма вместо
одного. У Кормана Коппола получил не только первую постановку, но и смежные
профессии сценариста, мастера диалогов и, если потребуется, звукооператора. Сегодняшний ретроспективный взгляд
побуждает по-новому взглянуть на кормановскую школу. Речь шла не только о
навыках профессионализма (Корман говорил, что в каждом ученике он воспитывал
сначала монтажера, а потом уже режиссера), но и о становлении нового типа
художественной личности. Из кормановских "мастерских" вышли такие
разные режиссеры, как Джо Данте, Алан Аркуш, Джонатан Демме, Пол Бартель,
множество замечательных культовых актеров во главе с Диком Миллером и Мэри
Воронов. Общее у них было только одно: каждый в отдельности — исключительно
одаренный художник. Корман создавал для них люфт между самовыражением и
поточным производством, между авангардом и "мейнстримом", готовил для
каждого нишу в грядущих джунглях постмодернизма. Вопреки распространенному мнению, Корман
и его ученики были сильно политизированы со времен кубинского кризиса,
участвовали в левых движениях, делали рок-н-ролльную революцию. И хотя Корману
присвоили титул "короля Б-фильмов", он шел впереди своего времени.
Сегодня, в эпоху дорогостоящего голливудского кича, ясно, что разница между А-
и Б-фильмами только в бюджете. Если Кеннет Энгер в те же 60-е годы пытался
приблизить авангард к масскультуре, Корман шел с противоположной стороны
тоннеля. И Коппола вместе с ним. Здесь, на кормановских галерах, он освоил
и основы продюсерской стратегии, что весьма пригодилось в собственном, вскоре
созданном Копполой предприятии American Zootrop. В разное время в нем сотрудничали Джордж Лукас, Стивен
Спилберг, Вим Вендерс, Акира Куросава. Коппола был катализатором и
ангелом-спасителем их проектов, начиная с "Американских зарисовок"
Лукаса, которые только благодаря его решительному вмешательству не были
положены на полку. А Лукас спустя полтора десятилетия пришел на помощь в
очередной раз прогоревшему боссу. |