"Это, — подчеркивает Коппола, — имеет
отношение к проблеме поколений. Нравы, меняются даже в Голливуде". В свое время Орсона Уэллса за плохое поведение
выкинули из "системы". Копполу хоть и прозвали "плохим мальчиком",
обошлись с ним лучше. И он-таки стал на десятилетие главным человеком в
американском кино, уступив впоследствии это место Спилбергу. В старом Голливуде никакой режиссер не
мог на это даже претендовать. Коппола легко шел на риск и многократно за свою
карьеру переживал финансовые взлеты и падения, вызывая то всеобщее поклонение и
зависть, то угрозы судебного преследования. Впервые тень катастрофы нависла над
"Зоотропом" после провала в прокате "Людей дождя";
заработав миллионы на "Крестном отце", Коппола потерял их на других
проектах. Вечный баловень судьбы и вечный банкрот, а по сути неутомимый
романтик-авантюрист, мотор, Фассбиндер по-американски, сумевший соединить
контрастные понятия "независимого кино и "мейнстрима". Поколение Копполы, в котором он первым
недавно встретил шестидесятилетие, — это Лукас и Спилберг, Милиус и Скорсезе,
Шрэдер и Де Пальма. Они возродили былую славу и мощь Голливуда, оставшись в
известном смысле вне системы. Это особенно касается Копполы с его европейской
"испорченностью", неистребимым пристрастием к авторскому
кинематографу. Парадокс, но самым авторским его фильмом
стал супергигант "Апокалипсис", разбивший творческую жизнь Копполы
на две — "до" и "после". И там, и тут — около десятка
картин, этапных, ставших достоянием кинематографической истории, и проходных,
сделанных поспешно. Полных, как всегда у Копполы, стихийной энергии, но не
всегда воссоздающих цельную мифологическую картину мира. А без этого нет по
определению большого американского кино, которое отличается от европейского
лишь тем, что ставит экзистенциальные проблемы в фиксированную плоскость жанра. Коппола всегда проигрывал, когда
поддавался соблазну одной проблемы или одной стилистической идеи. За
"Изгоями" (1983) он поставил блистательную "Бойцовую рыбку"
— вариацию той же молодежной темы и той же сентиментальной схемы. Но опирался
режиссер не на актуальную социологию (так было в "Изгоях"), а на
эмоциональную память эпохи. На то самое "кино разочарования и
протеста", которое вместе со своими героями — "беспечными
ездоками" — само стало к началу 80-х ностальгическим мифом. И мы будто
слышим скрип жерновов времени, перемалывающих иллюзии в муку, на которой
замешен крепкий и основательный американский эпос. Ничуть, впрочем, не чуждый
лирики. Оптическая магия этой черно-белой картины, снятой глазами дальтоника,
предвосхищает позднего Вендерса и Ларса фон Триера. А "сверхъестественная
естественность" еще не обросшего штампами Микки Рурка блестяще стилизует
типаж анархиствующего шестидесятника. |