Искусством стилизации Коппола пользуется
иначе, нежели приверженцы консервативного "ретро". Разве что в
"Коттон-клубе" (1984) он подчинился пряному обаянию негритянского
мюзик-холла. В картине "От всего сердца" (1982) сладкие грезы
Голливуда обыграны в формах патетически-декоративных, демонстративно
рукотворных, вызывающе дорогих. Но столь же вызывающе, как целиком выстроенный
в студии Лас-Вегас, выглядят пустяковость сюжета и герои, лишенные голливудского
обаяния. Невиданный сгусток формалистического безумия, этот фильм обернулся
жестоким коммерческим провалом и не был понят в момент своего появления даже
поклонниками Копполы, надолго отбросив режиссера от голливудских вершин.
Сегодня эта вымученная мелодрама воспринимается как начало нового маньеристского
стиля американского кино, приведшего в конце концов к Дэвиду Линчу. Однако все новаторство, на какое способен
Коппола, отступает в общей архитектонике его кинематографа перед классической
мощью трех несущих опор. "Крестный отец" (1972) признан
"величайшим гангстерским фильмом в истории" (патриарх американской
кинокритики Полин Кэйл) именно за то, что идеально воплощенный жанр обнаруживал
глубинную метафоричность. Сколько бы Копполу ни упрекали в романтизации мафии
(само слово ни разу не произносится в фильме), это произведение абсолютно
бескомпромиссное, ибо ему не с чем конфликтовать. Оно до мельчайших извивов
отвечает сознанию американца, чей экзистенциальный выбор всегда условен. С
одной стороны — три святыни: успех, власть, семья. С другой — свобода личности,
гарантированная в рамках этой триады, открывающая бесконечное число
возможностей. Попытки альтернативной свободы снимают проблему выбора: выбор в
супермаркете невозможен, если человек не имеет денег и не хочет есть. "Крестный отец"— завуалированная
исповедь Копполы, который вместе со своим поколением пережил крах идеи
абсолютной свободы и отныне стремится только к возможно большей степени
независимости. "Крестный отец. Часть II" (1974), вероятно, создан главным
образом для того, чтобы доказать себе и другим устойчивость миропорядка,
движущегося по мифологическому кругу. И во второй, и в третий раз Копполе
удалось войти в одну и ту же воду, потому что пока он был занят другими делами,
не прекращался циклический круговорот в природе. И все возвращалось к
первооснове вещей. Успех, власть, семья... Только Коппола и его герои возвращались
другими. "Крестный отец. Часть III" (1990) — шедевр трагического маньеризма, американский
аналог позднего Висконти. Произведение, куда без труда вписываются все монументальные
структуры, даже сталинский классицизм. Смешно, когда Копполу уличают в сюжетном
плагиате по отношению к какой-то книге о Ватикане. Весь фильм — сплошной
плагиат, а первоисточник — действительность, мифологизированная уродливыми и
величественными формами глобального кича. |