Беспрецедентные доходы от "Крестного
отца" (первого) режиссер вложил в "Апокалипсис сегодня", самый
дорогой на тот момент фильм в истории кино. Рекламной кампанией руководили
специалисты по политическим митингам из штаба президента Картера. Режиссера
вдохновляла грандиозность задачи — показать, как действует робот истребления,
автомат террора, как выжженные войной земля и душа превращаются в потусторонний
лунный пейзаж, в пробирающую до печенок галлюцинацию. Он решил сделать этот фильм, чего бы это
ему ни стоило. И сделал. Впоследствии "Апокалипсис" был провозглашен
классическим постмодернистским экспериментом. Метод, который использовал
режиссер, мало отличался от методов ведения самой вьетнамской войны: напалмом
сжигались леса, тратились миллионы на взрывы, жизнь съемочной группы напоминала
военную экспедицию. С другой стороны, согласно Жану Бодрийяру,
"Апокалипсис" есть не что иное, как продолжение (другими средствами)
войны, которая, быть может, никогда в действительности не происходила, была
только монструозным сном о напалме и тропиках. Жизнь и кино перемешались и
могут замещать друг друга, ибо они вылеплены из одной и той же глины —
психоделически-технократической фантазии или гигантомании
фанатика-перфекциониста. Коппола соединил мощь современной
аудиовизуальной техники с индивидуальным безумием в духе ницшеанских образцов.
Его суперздоровая американская психика не лишена навязчивых идей, и недаром
"Разговор" считают первым в серии "паранойя-фильмов". А
"Апокалипсис" — лучшим. Копполу, который любит говорить, что у
него в крови слишком много гемоглобина", называют "целлулоидным вампиром.
Он жадно высасывает эмоции из окружающего мира, чтобы выплеснуть потом
километры вьющейся ленты с записанной стенограммой этих эмоций, уже
переработанных, превращенных в миф. Так художник продлевает себе жизнь в обе
стороны — в прошлое и в будущее. Эстетика "Дракулы" восходит к
поздневикторианскому иллюзионистскому театру. Умирающий век с призрачными
зеркалами погружается в сон, но его нарушают куда более жуткие, современные
призраки. Как пишет журнал "Сайт энд саунд", "...викторианские
ужасы были грезами романтизма. Теперь они стали реальностью и хватают нас за
подол. Франкенштейн и другие чудовища разгуливают по улицам, подобно герою Энтони
Хопкинса из "Молчания ягнят", да еще философствуют и сыплют
афоризмами". Эпидемия каннибализма и СПИДа, кризис
коммунизма и балканский апокалипсис — вот фон конца века, на котором одинокий и
одержимый любовью копполовский Дракула в парике "версальский
помпадур" выглядит милым и трогательным существом. |