4. Питер Гринуэй. Кино как тотальная художественная форма
Peter Greenaway "Книги Просперо" "Живот архитектора" "Повар, вор, его жена и ее
любовник" "Контракт рисовальщика" "Записки у изголовья" "Зед и два нуля" "Дитя Макона" "81/2 женщин" Питера Гринуэя, знаменитого британского
кинорежиссера, а также автора многих мультимедиальных арт-проектов, трудно
застать дома. Две трети года он проводит в путешествиях. То читает лекции в
Гаване. То готовит в Киото большую выставку. По мотивам венской экспозиции
"100 объектов, представляющих мир" ставит в Зальцбурге одноименную
оперу. Декорирует концептуальными постройками и аксессуарами швейцарские
города. Планирует новый фильм в 16 эпизодах в разных концах света — от Колорадо
до Маньчжурии. Один из эпизодов собирается снять в Москве. Самая знаменитая выставка картин,
рисунков и коллажей Гринуэя называется "Семя и пепел", в центре ее
изображения двух обнаженных тел утопленников — мужского и женского. Гринуэй, как
и в начале своей карьеры, одержим уверенностью, что есть только две
достойные искусства темы — это эрос и смерть. ("Если мы можем хотя
бы частично управлять первым, то второй — не можем и не сможем никогда".)
Он признателен тем, кто правильно воспринимает его идеи и находит их увлекательными.
И азартно спорит со своими оппонентами — английскими критиками, которые
обвиняют Гринуэя во всех смертных грехах. В том, что он насилует изображение,
актеров, камеру, словом — всех и вся. В том, что его фантазии агрессивны и
бессодержательны, а его экранные конструкции — громоздкие и невесомые
"горы из пуха". Гринуэя упрекают в чрезмерном
"арифметическом" рационализме и чрезмерной разнузданности, в эпатаже
и в комильфотности. Когда недостатков накапливается слишком
много, можно наверняка сказать, что перед нами большой художник. Слово
"художник" к Гринуэю надо применять осторожно. Он считает живопись
не только величайшим из искусств, но и самым трудным: в ней некуда и не за что
спрятаться. Кино же, по Гринуэю, — дело ловких интеллектуалов, знающих, как
строить капканы и фальсифицировать факты. Художник не должен анализировать.
Когда герой фильма "Контракт
рисовальщика" — это "Фотоувеличение" 1982 года "Контракт рисовальщика"
пытается совместить то, что воспринимают его глаза и его мозг, он терпит
поражение. "Контракт рисовальщика" — это
"Фотоувеличение" 1982 года.
Антониони, чтобы снять в 1968 году свой знаменитый фильм о
причудах фотопленки, поехал в богемный Лондон. Десяток с лишним лет
спустя Гринуэю пришлось бежать из Лондона в конец XVII века. Оказывается, уже тогда реальность ускользала от глаз
древнего "фотографа" — нанятого по контракту рисовальщика, делающего
серию похожих на чертежи рисунков английского поместья. Добросовестная регистрация
натуры фиксирует нечто запретное — запах семейного заговора и убийства. А
то, что по старинке именуется искусством, само способно спровоцировать
насилие и становится опасным для жизни: рисовальщик погибает. |