Как и американский архитектор, который
приезжает в Рим и становится жертвой интриг, измены жены и рака желудка
("Живот архитектора, 1987). Проблема этого героя в том, что он считает
законы архитектуры основой высшего мирового порядка, фанатично борясь за
сохранность старинных зданий, он не замечает, как эрозия разрушает его
собственное тело. "Зед и два нуля" (1985) В фильме "Зед и два нуля"
(1985) близнецы-зоологи, чьи жены погибли в автокатастрофе, снимают на
пленку процессы распада живой материи. Таким образом они хотят, подобно
Дарвину, докопаться до первооснов природной эволюции. Их общая любовница,
потеряв в той же катастрофе одну ногу, расстается и с другой (ради симметрии —
чрезвычайно характерный мотив для любящего порядок Гринуэя!). В итоге близнецы
совершают самоубийство перед автоматической фотокамерой и предоставляют ей
фиксировать свои разлагающиеся тела. Начав как амбициозные
"организаторы природы", они кончают ее добровольными жертвами. В этом фильме есть и другой мотив — увлечение
Вермеером, полотна которого один из героев научился подделывать с пугающим
перфекционизмом. Искусство — эта фальсификация реальности — еще один
способ усмирить дикую природу, систематизировать ее, загнать в зоопарк (ZOO — Z и два нуля — по-английски и означают
зоопарк). Этим всю жизнь сам занимается Гринуэй, хотя прекрасно знает, что все
попытки человека преодолеть свою биологию будут стерты в пыль. Цинизм
естествоиспытателя уживается в нем с чисто художественным благоговением и
религиозным страхом перед хаосом. "Отсчет утопленников" (1988) Правила игры в смерть пытается вывести
судебный эксперт из картины "Отсчет утопленников" (1988), снятой
так, будто Гринуэй экранизировал "Макбета" в жанре ренессансной
комедии или даже "комедии положений". На первый взгляд, все смерти в
фильме похожи: три героини (инстинктивные феминистки) топят своих мужчин — в
реке, в бассейне, в ванне. Человеческие поступки, от судьбоносных до самых
незначительных, движимы неоформленными желаниями, а жизнь состоит из попыток
придать им форму. Вот почему говорят: "правила игры". Лучше быть
игрушками в чьих-то руках, чем вообще оказаться в мировом хаосе лишенным
траектории и орбиты. Пока герои играют друг с другом и жизнями
своих близких, Гринуэй играет со зрителем. "Что такое искусство, как
не попытка установить порядок в хаосе?" —
говорит он. Условный порядок
созидается на уровне сюжета, на уровне структуры и на уровне изображения.
Помогает режиссеру девочка, которая в прологе прыгает через скакалку и
устанавливает порядок чисел: от одного до ста. Отныне каждое микрособытие
фильма будет скрупулезно пронумеровано. Эта опасная игра напоминает те, что
ведут родители с детьми во время путешествий: например, они считают машины с
одной сломанной фарой. Поначалу кажется, что судебный эксперт близок к победе
и вот-вот выведет закон смертей. Но парадоксалист Гринуэй подстраивает и ему
ловушку: эксперт, пытавшийся покрыть преступления женщин, сам оказывается их
жертвой. Погибает и его сын, коллекционирующий трупы животных, и
девочка-"считалка". |