При ближайшем рассмотрении оказывается,
что общих правил жизни и смерти нет. Интеллект обнаруживает существование
различных систем в мире, но не в состоянии решить, какая из них
предпочтительнее. Побеждает ненавистная Гринуэю иррациональность. Не случайно
название фильма — Drowning By Numbers — может быть переведено и как "Утопая в числах",
наполнив его обратным смыслом. "Смерть в Сене" Утопленники стали одной из навязчивых
идей Гринуэя, и он даже снял фильм "Смерть в Сене", где ведет уже не
фантазийный, а основанный на исторических хрониках отсчет трупов, выловленных
в парижской реке в период с 1795 по 1801 год. "Четыре
американских композитора"(1983) 1999 "Смерть композитора" Другой навязчивой идеей стали для
режиссера судьбы современных композиторов. Еще в 1983 году Гринуэй поставил
документальный фильм "Четыре американских композитора", а в 1999 —
картину "Смерть композитора". Для последней он провел целое
исследование и выяснил, что начиная с 1945 года (Антон Веберн) и кончая 1980
(Джон Леннон), десять композиторов погибли при десяти (!) схожих
обстоятельствах, или, как их называет Гринуэй, "уликах". Все
жертвы были застрелены в темноте тремя пулями; все они в момент убийства были
в шляпе, в очках и курили сигару или сигарету. Все они оставили
страждущих вдов, и все убийцы обладали американскими паспортами. Вот уже многие годы Гринуэй маниакально
регистрирует различные объекты (мельницы, лестницы или людей, выпавших из
окон), составляет художественные алфавиты, каталоги, карты и графики. В
картах его восхищает то, что вы можете одновременно видеть прошлое, настоящее
и будущее: где вы были, где вы сейчас и где вы окажетесь. "Повар, вор,
его жена и ее любовник" (1989) Самым скандальным гринуэевским фильмом
стал "Повар, вор, его жена и ее любовник" (1989). Нигде так блестяще
не проявилась мощная изобразительность режиссера, поддержанная чуткой операторской
рукой Саша Верньи — француза русского происхождения, снявшего такие шедевры,
как "В прошлом году в Мариенбаде" Алена Рене и "Дневная
красавица" Луиса Бунюэля (оба режиссера, особенно Рене, оказали на Гринуэя
несомненное влияние). Верньи на годы стал сотрудником Гринуэя — так же как
замечательный композитор Майкл Найман. Тихие зловещие аккорды, создавшие
атмосферу "Контракта рисовальщика", развиваются в "Поваре,
воре..." по принципу спирали и в финале, кажется, разрывают своей
агрессией полотно экрана. Недаром Найман называет эту музыку
"фашиствующей" и говорит о ее диктаторской мощи. Композитор
проводит линию связи между барочными вариационными формами XVII века и современным постминимализмом. |