Дизайнеры Бен ван Оз и Ян Роэлфс внесли
не меньшую лепту в художественный эффект картины. Во время авангардного
фестиваля в Роттердаме, где показывали фильм Гринуэя, именно они оформили
интерьер местного ресторана. Там стояли в вазах немыслимые букеты — целые
кусты с сочетанием живой и искусственной листвы, с пышными бутонами, с
диковинными декоративными птицами. На протяжении десяти дней гости фестиваля
все больше погружались в атмосферу увядания, а под конец — и гниения, когда
запах разложившихся цветов и стеблей примешивался к ароматам устриц и лангуст,
кремов и фруктов, вин и соусов. "Повар, вор..." — шедевр
торжествующей живописной зрелищности. В ресторане, где происходит практически
все действие, висит картина Франца Хальса "Банкет офицеров гражданской
гвардии Святого Георгия" (1616). Герои фильма уподобляются фигурам этого
полотна, как бы срисовывая самих себя с "мертвой натуры". Но
некоторые из них и на самом деле мертвы. Нувориш Альберт (он же — Вор), хотя и
демонстрирует мужскую брутальность, в сущности импотент. Самая выдающаяся
часть его тела — не выступ, а впадина: ненасытный рот, которым он поглощает
пищу и им же изрыгает пошлости. Пока он жрет и разглагольствует, его жена
Джорджина заводит любовные шашни в туалете. Объект ее обеденного блуда —
интеллигент-чужак, приходящий в ресторан неизвестно зачем, поглощенный не меню
(единственная книга, которую уважает Альберт), а настоящими, в толстых
переплетах, книгами. Месть Вора, несомненно, будет ужасна, но
до какой степени? Он выслеживает соперника, забивает ему рот страницами
ненавистных книг и лишает жизни. Месть Джорджины окажется не менее
символичной, но еще более ужасной. Она уговаривает Повара зажарить труп
Любовника. И предлагает мужу отведать самую лакомую часть блюда, которую она не
раз пробовала, только в ином виде. Рот Альберта брезгливо и вожделенно тянется
к жаркому из человеческого мяса. И тогда Джорджина стреляет в убийцу. Прирожденный структуралист, Гринуэй во
всех своих фильмах вычленяет и тщательно описывает модели цивилизации и
культуры, обнаруживая ее злые шутки и тайную связь с первобытными культами,
мифологией варварства, религией и натуральной историей. "Повар,
вор..." — не исключение. Здесь в качестве модели берется ритуальная
культура кухни — преимущественно французское изобретение (хотя сам
режиссер предпочитает индийские и арабские рестораны). Гринуэй включает
кулинарию в число трех "маленьких С" — так называемых "фальшивых
искусств": couture,
coiffure, cuisine (портняжное, парикмахерское и кулинарное).
Если кулинария — это религия современной цивилизации, то кухня (помещение для
готовки) — ее храм. Кухня в фильме Гринуэя и впрямь похожа на церковь, и лишь в
первый момент удивляешься, когда поваренок начинает петь псалмы своим
ангельским сопрано. |