Гринуэй наглядно воспроизводит на экране
пространство огромного тракта пищеварения: блоки по приему, хранению и
приготовлению пищи (кухня), ее поглощению и перевариванию (обеденный зал
ресторана), ее выбросу (туалет, просторный и стерильный, как остальные блоки,
где все приспособлено, чтобы деликатесы столь же комфортабельно были выведены
из организма, сколь и недавно введены в него). Каждый блок имеет свой
доминирующий цвет: зеленый — кухня, красный — ресторан, белый — туалет. Пройдя
через этот "комбинат питания", человек выходит уже другим, словно бы
частично тоже переваренным. И хотя вульгарного Вора невозможно
"переварить", то есть цивилизовать, Повар не оставляет своих
обреченных попыток. Этот персонаж, который покровительствует тайным
любовникам, вызывает у Гринуэя наибольшую симпатию; "В некотором
роде это я сам. С каждым новым фильмом я приглашаю людей к
моему столу и готовлю блюдо". "Повар,
вор..." — последнее гринуэевское блюдо, которое было съедено, да и то не
без отрыжки, западной "культурной общественностью". "Книги
Просперо" (1991) Далее последовали "Книги
Просперо" (1991): эта кинематографическая версия "Бури" была
сделана методом "электрификации Шекспира" и оказалась, тем не менее,
даже несмотря на бенефис старейшины Джона Гилгуда, удивительно бесплотной,
больше напоминающей хореографию, чем драму, и словно бы бесполой, хотя
Гринуэй ввел в картину целый парад мужских гениталий. Режиссер здесь свирепо
расправился с сюжетом: он давно считает источником всех бед нарративную
стилистику, выработанную романом XIX века с его "суетливыми придыханиями и рассуждениями о
всякой ерунде". Вместо этого Гринуэй разворачивает на экране свою
космогонию, свой мифологический бестиарий, где непрерывно воспроизводятся две
основные фазы природной жизни: половой инстинкт и смерть. Сюжет Шекспира затерялся в
изобразительном и монтажном великолепии "Книг Просперо", и они
превратились в огромный каталог, или энциклопедию, или диссертацию по
шекспировской эпохе. В которой, как и в последовавшем периоде барочной
Контрреформации с ее кроваво-мелодраматичным театром, и в сменившей ее
культуре маньеризма, Гринуэй усматривает прообразы современной массовой
индустрии имиджей. "Дитя Макона" (1993) Кризисной стала для Гринуэя одна из самых
сильных его киноработ — "Дитя Макона" (1993). Это фильм об эксплуатации
малолетних. Не их труда, а их имиджа. Их невинности как смутного объекта
запретных желаний и источника наживы. Толчком послужили рекламные фотографии
Оливьери Тоскани. Но Гринуэй не был бы собой, если бы не отправил "святое
чадо" в свой любимый XVII
век и не сделал его героем
католической мистерии. Понимая католицизм, с одной стороны, как высший пик
архитектуры и живописи, с другой — как прообраз тоталитарных режимов. |