Альмодовар умеет легко говорить о вещах,
обычно связанных с психологическими надрывами и болезненными комплексами.
Занимаются ли его герои мастурбацией, насильничеством или даже злодейским
убийством — они всегда остаются людьми, трогательными и смешными, подверженными
сентиментальным импульсам и достойными сочувствия. Им свойственны почти
детская непосредственность и наивность. Иначе разве бы они любили так
безоглядно, разве исповедовались в своих чувствах в прямом эфире, а марихуану
выращивали прямо на балконе, под носом у полиции? И в "Высоких каблуках", и в
"Цветке моей тайны" (1995), и в "Живой плоти" (1997), и
особенно в "Кике" (1996) — фильмах позднего Альмодовара — насмешливое
легкомыслие наталкивается на некое неожиданно явившееся препятствие. Все вроде
бы остается — чудесные метаморфозы, любовь, ревность, страсть, убийство,
расследование. Но если еще недавно Альмодовар соединял рутину с моральным
экстремизмом — и это сочетание казалось самым универсальным и продуктивным, то
теперь в мире режиссера что-то ломается. уходят
на периферию его фильмов порнозвезды, трансвеститы, служанки-лесбиянки. уходит в прошлое эпоха поздних 80-х с
ее быстрыми удовольствиями и столь же быстрыми прибылями — эпоха, с которой
Альмодовара привыкли идентифицировать. Приходит время более жесткое,
агрессивное, и символом его становится антигероиня "Кики"
тележурналистка Андреа — вампирическое создание, затянутое в кожу от Готье и
носящееся на мотоцикле в поисках "гадостей дня": так называется ее
телепрограмма из серии reality show. Альмодовар присоединяется таким образом к борцам с порочной
практикой телевидения, смакующего и провоцирующего насилие: тема, после дела
Симпсона и "Прирожденных убийц" Оливера Стоуна ставшая дежурной и
заполонившая половину фильмов юбилейного Каннского фестиваля. Однако трудно представить, чтобы
Альмодовар был столь уж нетерпим к телевидению как таковому. По словам
режиссера, ТВ представляет собой худшее, что есть в современной культуре, но
это и самый кичевый, декоративный ее элемент, который не может не интриговать.
И хотя Альмодовар признается, что хотел бы быть таким же чистым и невинным
созданием, как Кика, вряд ли это возможно при его профессии. Да и профессия
самой Кики, гримирующей мертвецов, достаточно двусмысленна. Другое дело, что Альмодовар устал и
разочарован в последствиях той моральной свободы, за которую он с таким рвением
боролся в постфранкистской Испании. Тогда идеалом была Америка; теперь
Альмодовар рассказывает, как потряс его процесс обвиненного в изнасиловании
молодого Кеннеди, когда телезрителям были продемонстрированы колготки
потерпевшей со следами спермы. Но и при всей дикости американского ТВ, "с
Испанией ничто не сравнится" — фраза, произносимая в "Кике"
восьмидесятилетней матерью Альмодовара, которой он дал роль телекомментатора.
Все более навязчивый вуайеризм испанских масс-медиа достал его самого — когда
по всем телеканалам поползли слухи о якобы предстоящей женитьбе режиссера на
Биби Андерсон. Вот почему "Кика" полна несвойственной Альмодовару
почти публицистической ярости. |